Детская философия в гимназии "Лаборатории Салахова"

Ломаева Лариса Леонидовна

 

Философия – не мудрствование, а поиск мудрости.

Выстраивая  образовательный процесс при создании  гимназии, учитывая перспективы развития   современного  успешного человека,  предвидя реформу образования  с целью: знание не только ради  знаний, а применения этих знаний, Валерий Михайлович Салахов  и Наталья Николаевна Сидорова уделили большое внимание  и приложили немало сил  для введения курса «Философия для детей» почти с открытия гимназии с 1992 года. Программа рекомендована Министерством Образования РФ (1997г.). Поддержана ЮНЕСКО. Распространена в 50 странах мира (США, Германия, Англия, Франция, Бразилия, Австралия), 19 лет в России. 

 Часто на уроке мы даем задание: сделать образное сравнение, например,  сравнить урок философии с деревом,  такое сравнение Желонкиной  Эвелины я взяла эпиграфом статьи.

 Я тоже постараюсь сравнить курс философии с рекой.
 

Начиналась эта река с тонкого ручейка  энтузиастов, людей, "заболевших" философией, сегодня ручеек  превратился в мощную, широкую реку, на поверхности которой тысячи гимназистов, учеников обучившихся по этой программе. Истоком реки является деятельность десятков научно-исследовательских групп и целых институтов. В России это Психологический Институт РАО (директор В.В.Рубцов),  Центр "Философия для детей" (директор С.Д.Ковалев).   Глубинным течением -  поддержка и продвижение предмета администрацией гимназии. Поверхностное течение, то, что видно на поверхности – результаты олимпиад, выставок, исследовательских работ. Скорости течения реки – придают мысли учеников, их идеи и воплощение идей. Жизнь реки не назовешь спокойной, взаимодействие глубинного и поверхностного течений вызывает вихревые потоки, порождает самые причудливые сочетания теории и практики, по-настоящему живые   дискуссионные воронки диалогов  самых разных философских и психологических течений.
Жизнь реки не прекращается ни на минуту, то принимая организованные формы (олимпиады,  дискуссии, выставки, исследовательские работы), то превращаются в неформальные и внутренние диалоги, то  в жаркие дебаты.
Кто хотя бы раз окунулся в реку, придет к ней вновь, так как она кристально чиста, ибо питается из родников детского наивного, вопрошающего удивления миром, его истиной, красотой, тайной, парадоксальностью,  которое на ваших глазах и при вашем участии трансформируется в умозаключение.

 

 

Этот предмет  решает  многие задачи обучения, так как на уроке идет не просто накопление знаний, а нарабатываются умения получать, добывать самостоятельно знания, классифицировать и эффективно использовать их. В этой программе шлифуется умение думать в дискуссиях, исследованиях, в творческих заданиях. Опрос и тестирование гимназистов показывают высокий интерес, увлеченность этим  предметом. Около 100  человек ежегодно из 3-4 классов   участвуют  во Всероссийских  дистанционных  эвристических  олимпиадах по философии.


Урок философии, как и сама философия, не дает готовых и однозначных ответов на философские вопросы, насчитывающих тысячелетние обсуждения и споры вокруг них. Он лишь систематизируют мышление учащихся, ставя перед ними определенные вопросы и показывая модели размышления о них. Важнейшим измерением этого курса является уникальная технология выведения философского умозаключения.
 Может это нескромно, но хочется  остановиться на роли учителя.
У некоторых коллег складывается мнение, что учителю на этом уроке, и делать ничего не надо, пришел, поговорил, даже оценок не надо выставлять. Роль учителя на уроках "Философия для детей" необычна и достаточна сложна. Надо правильно  организовать философскую дискуссию так, что  не  передавать некоторую сумму знаний, а стимулировать  коллективное обсуждение и размышления о философских проблемах.
Главная обязанность заключается в том, чтобы таким образом организовать обсуждение интересующих детей вопросов, чтобы ими были открыты определенные правила рассуждения и найдены некоторые подходы к их решению. Очень трудно  создать атмосферу искренности, расположенности  доверия учеников, но только тогда дети на уроках  будут абсолютно внутренне свободны, раскованы, будут  много, убедительно, связно и с такой охотой говорить!
Строить урок так, чтобы постоянно происходила мыслительная деятельность, воспитывалась склонность к критическому размышлению.
При этом надо самому постоянно  задумываться над простыми вещами и сложными понятиями. Надо  относиться критически к суждениям учеников,  и  всегда обосновывать свою критику.
Мировоззрение учителя тоже трансформируется, развивается критическое мышление, поэтому  постоянно подвергаешь сомнению все, что ты  делаешь. Так как ты задаешь себе этот вопрос -  ищешь  на него ответ. Общение с  выпускницей Ушаковой Валерией показал, что труд мой был не напрасен: «Когда на первом курсе мы изучали  философию, я часто  вспоминала ваши уроки. Это так помогало, оказывается, мы так много важного изучали в детстве, и это запомнилось,  предмет не показался таким сложным,  как все говорили».

Однажды Саша Якухнов сказал: «Философия научила меня смотреть фильмы Тарковского.  Там  после каждой фразы  дается время на раздумья,  в голове у тебя проносится несколько версий, ты рассуждаешь сам с собой, понимаешь  героя, споришь с  Тарковским или сам с собой».

На уроке мы много делаем необычных заданий. Когда ты сама в этом уроке, то это тебе как песня: поешь с  учениками  дуэтом, трио, может и хором. Иногда  посмотришь на это со стороны или глазами постороннего человека и, кажется, ты делаешь ерунду, нужно ли это детям, развивает ли их это, что им это дает? Но после того как я посмотрела фильм «Аватар » (воплощение), чувства меня переполняли это было продолжение темы нашего урока. Когда мы говорим о Космосе, есть ли жизнь во Вселенной, мы придумывали планету, давали ей название, заселяли ее необычными жителями. Такое же происходит в супер фильме года. Детский взгляд Джеймс Кэмерона возвращает  всех в  детство, никого не оставляет равнодушным, возникает  щемящее чувство восторга и прикосновения к волшебству,  замирает сердце, душу переполняют эмоции и ты снова способен смотреть фильм — так же чисто и искренне как невинный ребёнок. Это удивительно, но Галагуцкая Алина в 4 классе нарисовала чем-то похожую планету. Невероятно похожие краски и формы, светящаяся растительность.

Многие представители животного мира в фильме  напоминают доисторических обитателей Земли. На уроке «Существовал ли единорог?»  Храмов Денис  рисовал подобных животных. Это ли не чудо?

Животные находятся в таинственной связи с деревом жизни. Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания. Ты начинаешь понимать скрытые механизмы этого мира и тот факт, насколько в нём всё взаимосвязано. На выдуманной планете у Юры  Волика были люди-деревья, где растительность и люди были одно целое.

Мы тоже на уроке отправлялись в путешествие на другую планету и вот как составил Осинцев Борис  свой свод правил «землян на планете Эврика»:

  • Изучение и приумножение природных богатств планеты Эврика.
  • Мирное сосуществование с населением планеты Эврика.
  • Активное участие в управлении  планеты Эврика.
  • Учитывать ошибки допущенные «землянами» во время жизни на планете Земля, которые привели к гибели.
  • Активный обмен накопленными знаниями между нашими цивилизациями для блага планеты Эврика.

Саша Сорокин был более краток и у него такой свод правил при посещении  планеты Румба:

  • Изучить язык румбийцев.
  • Устроиться к ним на работу.
  • Починить свой корабль.
  • Поблагодарить и улететь на планету Земля.

На уроке много поднимаем нравственных вопросов. Задумываемся о жизни, в чем ее смысл? Какова миссия человека на земле? Ещё из встреч с выпускниками, Галя Иванкова: «Я так запомнила разговор на уроке философии  о целомудренности,  но не понимала тогда, что это такое?».

 

Вот пример образного сравнения  «жизни» Илющенко Валерии: - «Что такое жизнь? Жизнь это нечто необычное, особенное, которое нельзя несколько раз попробовать или почувствовать, как арбуз. Арбуз можно многократно пробовать, а вот жизнь.… Я понимаю, что жизнь -  это дорога. У каждого она разная. У некоторых - длинная, у других совсем короткая. У одних -  гладкая и ровная, у других с ямами и ухабами. Все  дороги проходит по полю счастья. Для одних это дорога идет  по краюшке этого поля, а для других – мимо идет дорога, только наблюдают счастье из окна своей жизни, есть те, кто прокладывает  сам свою  дорогу  в этом поле. На дороге жизни встречаются города: Любовь, Образование, Семья, Дети, Хобби и другие  очень разные города. Кто-то подолгу задерживается в  городах, а кто-то проезжает мимо их. Кто-то объединяет все эти города в свою страну Жизни. Допустим, город Здоровье -  кому то удается пробыть в нем большую часть своей жизнь, а кто-то с бешеной скоростью  проносится мимо на машине вредных привычек и останавливается в деревне Болезнь.  При рождении человека появляется еще и некий ангел, и вот он и ведет человека и указывает ему путь.  Посути, этот ангел  правильных и мудрых правил, возможно, заповедей, если мы следуем им и не игнорируем их, наш ангел  всегда впереди и указывает, лишь хороший путь. Но когда мы неправильно себя ведем,  и ангел  начинает  сбиваться с пути и отлетать от нас подальше. Самое главное в жизни – это все-таки умение и желание жить. Если будет желание жить, то и дорога   будет легче.»

На простой вопрос: - «В чем измеряется время жизни человека? Только ли в количестве лет, дней, часов?», мы нашли необычные ответы. Придумали  свои Часы Жизни,  по которым можно измерять Время Жизни? Ваня Делов придумал в этих часах стрелку, которая показывает настроение человека на табло из трех разноцветных делений, например, человек думает, что несчастен, а стрелка показывает, что за целый месяц у него было больше счастья, чем огорчений. На табло можно посмотреть жизнь и за целый год – сколько было огорчений и счастливых моментов. Стрелка другая показывает - когда садится за уроки, часы улавливают импульсы хозяина и определяют: хорошо выучил уроки или еще подучить надо. Есть еще табло, куда ты заносишь своих друзей.

Илья Немчинов придумал стрелку, которая показывает - когда  тебе надо кушать, ведь ребенок забывает, что ему пора кушать. Я добавила для себя: - «Взрослым нужен  такой показатель, только для обратного – не кушать пока стрелка не покажет.»

 

Курс  «Философия для детей»  заканчивается в 4-м классе.  Полученные умения и навыки гимназисты применяют на уроках и в жизни. Гуртовская Анна: «Я очень люблю попутешествовать по увлекательной стране Философии. Я могу попасть в удивительный мир познаний и там прикоснуться к  дереву Мудрости и  узнать, что нужно делать, чтобы оно росло большим и сильным»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Filosofiya_eto..._material_v_gazetu.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Философия - это большое старое дерево, и в каждом простом листочке заключена особая мудрость. Эта мудрость повторяется из поколения в поколение, как листик опадает и вновь появляется.

                                                                                           (Желонкина  Эвелина 4 класс.)

             Философия – не мудрствование, а поиск мудрости.

Выстраивая  образовательный процесс при создании  гимназии, учитывая перспективы развития   современного  успешного человека,  предвидя реформу образования  с целью: знание не только ради  знаний, а применения этих знаний, Валерий Михайлович Салахов  и Наталья Николаевна Сидорова уделили большое внимание  и приложили немало сил  для введения курса «Философия для детей» почти с открытия гимназии с 1992 года. Программа рекомендована Министерством Образования РФ (1997г.). Поддержана ЮНЕСКО. Распространена в 50 странах мира (США, Германия, Англия, Франция, Бразилия, Австралия), 19 лет в России. 

 Часто на уроке мы даем задание: сделать образное сравнение, например,  сравнить урок философии с деревом,  такое сравнение Желонкиной  Эвелины я взяла эпиграфом статьи.

 Я тоже постараюсь сравнить курс философии с рекой.

Начиналась эта река с тонкого ручейка  энтузиастов, людей, "заболевших" философией, сегодня ручеек  превратился в мощную, широкую реку, на поверхности которой тысячи гимназистов, учеников обучившихся по этой программе. Истоком реки является деятельность десятков научно-исследовательских групп и целых институтов. В России это Психологический Институт РАО (директор В.В.Рубцов),  Центр "Философия для детей" (директор С.Д.Ковалев).   Глубинным течением -  поддержка и продвижение предмета администрацией гимназии. Поверхностное течение, то, что видно на поверхности – результаты олимпиад, выставок, исследовательских работ. Скорости течения реки – придают мысли учеников, их идеи и воплощение идей. Жизнь реки не назовешь спокойной, взаимодействие глубинного и поверхностного течений вызывает вихревые потоки, порождает самые причудливые сочетания теории и практики, по-настоящему живые   дискуссионные воронки диалогов  самых разных философских и психологических течений.
Жизнь реки не прекращается ни на минуту, то принимая организованные формы (олимпиады,  дискуссии, выставки, исследовательские работы), то превращаются в неформальные и внутренние диалоги, то  в жаркие дебаты.
Кто хотя бы раз окунулся в реку, придет к ней вновь, так как она кристально чиста, ибо питается из родников детского наивного, вопрошающего удивления миром, его истиной, красотой, тайной, парадоксальностью,  которое на ваших глазах и при вашем участии трансформируется в умозаключение.

Этот предмет  решает  многие задачи обучения, так как на уроке идет не просто накопление знаний, а нарабатываются умения получать, добывать самостоятельно знания, классифицировать и эффективно использовать их. В этой программе шлифуется умение думать в дискуссиях, исследованиях, в творческих заданиях. Опрос и тестирование гимназистов показывают высокий интерес, увлеченность этим  предметом. Около 100  человек ежегодно из 3-4 классов   участвуют  во Всероссийских  дистанционных  эвристических  олимпиадах по философии.


Урок философии, как и сама философия, не дает готовых и однозначных ответов на философские вопросы, насчитывающих тысячелетние обсуждения и споры вокруг них. Он лишь систематизируют мышление учащихся, ставя перед ними определенные вопросы и показывая модели размышления о них. Важнейшим измерением этого курса является уникальная технология выведения философского умозаключения.
Может это нескромно, но хочется  остановиться на роли учителя.
У некоторых коллег складывается мнение, что учителю на этом уроке, и делать ничего не надо, пришел, поговорил, даже оценок не надо выставлять. Роль учителя на уроках "Философия для детей" необычна и достаточна сложна. Надо правильно  организовать философскую дискуссию так, что  не  передавать некоторую сумму знаний, а стимулировать  коллективное обсуждение и размышления о философских проблемах.
Главная обязанность заключается в том, чтобы таким образом организовать обсуждение интересующих детей вопросов, чтобы ими были открыты определенные правила рассуждения и найдены некоторые подходы к их решению. Очень трудно  создать атмосферу искренности, расположенности  доверия учеников, но только тогда дети на уроках  будут абсолютно внутренне свободны, раскованы, будут  много, убедительно, связно и с такой охотой говорить!
Строить урок так, чтобы постоянно происходила мыслительная деятельность, воспитывалась склонность к критическому размышлению.
При этом надо самому постоянно  задумываться над простыми вещами и сложными понятиями. Надо  относиться критически к суждениям учеников,  и  всегда обосновывать свою критику.
Мировоззрение учителя тоже трансформируется, развивается критическое мышление, поэтому  постоянно подвергаешь сомнению все, что ты  делаешь. Так как ты задаешь себе этот вопрос -  ищешь  на него ответ. Общение с  выпускницей Ушаковой Валерией показал, что труд мой был не напрасен: «Когда на первом курсе мы изучали  философию, я часто  вспоминала ваши уроки. Это так помогало, оказывается, мы так много важного изучали в детстве, и это запомнилось,  предмет не показался таким сложным,  как все говорили».

Однажды Саша Якухнов сказал: «Философия научила меня смотреть фильмы Тарковского.  Там  после каждой фразы  дается время на раздумья,  в голове у тебя проносится несколько версий, ты рассуждаешь сам с собой, понимаешь  героя, споришь с  Тарковским или сам с собой».

На уроке мы много делаем необычных заданий. Когда ты сама в этом уроке, то это тебе как песня: поешь с  учениками  дуэтом, трио, может и хором. Иногда  посмотришь на это со стороны или глазами постороннего человека и, кажется, ты делаешь ерунду, нужно ли это детям, развивает ли их это, что им это дает? Но после того как я посмотрела фильм «Аватар » (воплощение), чувства меня переполняли это было продолжение темы нашего урока. Когда мы говорим о Космосе, есть ли жизнь во Вселенной, мы придумывали планету, давали ей название, заселяли ее необычными жителями. Такое же происходит в супер фильме года. Детский взгляд Джеймс Кэмерона возвращает  всех в  детство, никого не оставляет равнодушным, возникает  щемящее чувство восторга и прикосновения к волшебству,  замирает сердце, душу переполняют эмоции и ты снова способен смотреть фильм — так же чисто и искренне как невинный ребёнок. Это удивительно, но Галагуцкая Алина в 4 классе нарисовала чем-то похожую планету. Невероятно похожие краски и формы, светящаяся растительность.

Многие представители животного мира в фильме  напоминают доисторических обитателей Земли. На уроке «Существовал ли единорог?»  Храмов Денис  рисовал подобных животных. Это ли не чудо?

Животные находятся в таинственной связи с деревом жизни. Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания. Ты начинаешь понимать скрытые механизмы этого мира и тот факт, насколько в нём всё взаимосвязано. На выдуманной планете у Юры  Волика были люди-деревья, где растительность и люди были одно целое.

Мы тоже на уроке отправлялись в путешествие на другую планету и вот как составил Осинцев Борис  свой свод правил «землян на планете Эврика»:

  1. Изучение и приумножение природных богатств планеты Эврика.
  2. Мирное сосуществование с населением планеты Эврика.
  3. Активное участие в управлении  планеты Эврика.
  4. Учитывать ошибки допущенные «землянами» во время жизни на планете Земля, которые привели к гибели.
  5. Активный обмен накопленными знаниями между нашими цивилизациями для блага планеты Эврика.

Саша Сорокин был более краток и у него такой свод правил при посещении  планеты Румба:

  1. Изучить язык румбийцев.
  2. Устроиться к ним на работу.
  3. Починить свой корабль.
  4. Поблагодарить и улететь на планету Земля.

На уроке много поднимаем нравственных вопросов. Задумываемся о жизни, в чем ее смысл? Какова миссия человека на земле? Ещё из встреч с выпускниками, Галя Иванкова: «Я так запомнила разговор на уроке философии  о целомудренности,  но не понимала тогда, что это такое?».

Вот пример образного сравнения  «жизни» Илющенко Валерии: - «Что такое жизнь? Жизнь это нечто необычное, особенное, которое нельзя несколько раз попробовать или почувствовать, как арбуз. Арбуз можно многократно пробовать, а вот жизнь.… Я понимаю, что жизнь -  это дорога. У каждого она разная. У некоторых - длинная, у других совсем короткая. У одних -  гладкая и ровная, у других с ямами и ухабами. Все  дороги проходит по полю счастья. Для одних это дорога идет  по краюшке этого поля, а для других – мимо идет дорога, только наблюдают счастье из окна своей жизни, есть те, кто прокладывает  сам свою  дорогу  в этом поле. На дороге жизни встречаются города: Любовь, Образование, Семья, Дети, Хобби и другие  очень разные города. Кто-то подолгу задерживается в  городах, а кто-то проезжает мимо их. Кто-то объединяет все эти города в свою страну Жизни. Допустим, город Здоровье -  кому то удается пробыть в нем большую часть своей жизнь, а кто-то с бешеной скоростью  проносится мимо на машине вредных привычек и останавливается в деревне Болезнь.  При рождении человека появляется еще и некий ангел, и вот он и ведет человека и указывает ему путь.  Посути, этот ангел  правильных и мудрых правил, возможно, заповедей, если мы следуем им и не игнорируем их, наш ангел  всегда впереди и указывает, лишь хороший путь. Но когда мы неправильно себя ведем,  и ангел  начинает  сбиваться с пути и отлетать от нас подальше. Самое главное в жизни – это все-таки умение и желание жить. Если будет желание жить, то и дорога   будет легче.»

На простой вопрос: - «В чем измеряется время жизни человека? Только ли в количестве лет, дней, часов?», мы нашли необычные ответы. Придумали  свои Часы Жизни,  по которым можно измерять Время Жизни? Ваня Делов придумал в этих часах стрелку, которая показывает настроение человека на табло из трех разноцветных делений, например, человек думает, что несчастен, а стрелка показывает, что за целый месяц у него было больше счастья, чем огорчений. На табло можно посмотреть жизнь и за целый год – сколько было огорчений и счастливых моментов. Стрелка другая показывает - когда садится за уроки, часы улавливают импульсы хозяина и определяют: хорошо выучил уроки или еще подучить надо. Есть еще табло, куда ты заносишь своих друзей.

Илья Немчинов придумал стрелку, которая показывает - когда  тебе надо кушать, ведь ребенок забывает, что ему пора кушать. Я добавила для себя: - «Взрослым нужен  такой показатель, только для обратного – не кушать пока стрелка не покажет.»

Курс  «Философия для детей»  заканчивается в 4-м классе.  Полученные умения и навыки гимназисты применяют на уроках и в жизни. Гуртовская Анна: «Я очень люблю попутешествовать по увлекательной стране Философии. Я могу попасть в удивительный мир познаний и там прикоснуться к  дереву Мудрости и  узнать, что нужно делать, чтобы оно росло большим и сильным»