Родительское собрание "Родительская поддержка и создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника"
Родительская поддержка и создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника
«В первый класс приходят тысячи поистине талантливых ребят, а школу заканчивают единицы».
Ш. Амонашвили
Увлеченный процессом учебы ребенок:
- человек - верящий в свои силы
- человек с большой долей вероятности успеха в жизни
- радость и гордость не только для учителя, а, прежде всего для родителей
- счастливый человек, познающий, радость деятельности и творчества, что такое успех и признание.
"На знании одних недостатков и слабостей ребенка ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто должен исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом"
С.Л. Рубинштейн
- Как организовать жизнь и обучение ребенка дома, чтобы он был успешным учеником?
- Как повысить его интерес ребенка к учебной деятельности?
- Как поддерживать у него устойчивую потребность в познании учебных предметов?
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. Снятие страха.Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
- Авансирование успешного результата.Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
«У вас обязательно получится..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
«Возможно, лучше всего начать с…..»
«Выполняя работу, не забудьте о…..»
- Внесение мотива.Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
- Персональная исключительность.Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
«Только ты и мог бы….»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали.Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
"Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Учить самовоспитанию несоизмеримо трудней, чем организовывать воскресное времяпровождение"
В.А. Сухомлинский
Доминирующей причиной неуспеваемости являются неправильно сформированные у учащихся способы организации жизнедеятельности в целом и, конечно, самостоятельной учебной работы. В основе успешного учения - умелая организация и самоорганизация жизнедеятельности ребенка.
Ученик не умеет самостоятельно без помощи взрослых
- организовать учебную работу:
- подготовить и аккуратно разложить вещи, необходимые к предстоящему дню, при подготовке к выполнению домашних заданий и т.п.;
- навести порядок среди своих вещей, привести их в порядок;
- собрать портфель и проанализировать готовность к новому учебному дню;
- заучивать учебный материал;
- составлять план своей работы;
- не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами и т.п.
Не менее значимой причиной может быть также и отсутствие у ученика познавательных учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к животным или птицам, пустому времяпрепровождению и т.п).
Однако переключение внимания ребенка, формирование социально значимых здоровых интересов и потребностей, воспитание воли и ответственности - вот что конкретно является родительской задачей в организации поддержки ребенка в образовательном процессе, в оказании помощи стать успешным учеником.
В нашей школе особое внимание уделяется формированию у младших школьников умений учебной (познавательной) деятельности, которые являются залогом успеха ребенка при обучении. Важным моментом является востребованность этих умений в любых познавательных занятиях дома: домашние развивающие игры, семейное чтение, просмотр телепередач, кинофильмов, совместное посещение выставок, музеев и т.п.
Основные принципы поддержки:
- Признание за ребенком права не знать и допускать ошибку
- Уважение мнения и позиции ребенка
- Убеждение без порицания и жесткого принуждения
- Эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка
- Демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио)
Нужно создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, что повышает у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивает устойчивый познавательный интерес к учению. Учеба - творческий процесс, а счастье ребенка в этом процессе зависит от степени его успеха, самооценки и признании окружающими этого успеха.
Ошибаться имеет право каждый, оставаться при своих ошибках,
только безумный.
Цицерон
Некоторые рекомендации родителям, желающим помочь ребенку в учебной деятельности:
- Родитель, когда ребенок выполняет домашнее задание, - только консультант, эксперт, но не "помощник" и не руководитель
- Обсуждайте с ребенком характер заданий, внимательно выслушивая решение ребенка
- Старайтесь принимать проблемы ребенка не с позиции всезнающего взрослого, в его жизни все переживания самые настоящие: и неудачи, и успехи, и потери, и встречи, и расставания
- Вызывайте у ребенка потребность объяснить, аргументировать доказать свой вариант ответа (решения)
- Чаще задавайте вопросы, стимулирующие осмысливание ситуации, инициирующие рассуждения, пояснения, умозаключения и т.п.
- Избегайте оценочных суждений неудач ребенка (все у тебя так, это глупость, ты что, думать не умеешь? я тебя предупреждал и т.п.)
- Даже в шутку не говорите пренебрежительно, неуважительно об учебе как деятельности, о школе (ребенок не может сам поменять место приложения своих наклонностей, способностей, талантов)
- Подчеркивайте, что учеба - самый сложный вид деятельности, но под силу Вашему ребенку и поможет стать ему успешным
- Подчеркивайте, как Вы гордитесь и радуетесь успехам ребенка
- Поддерживайте уверенность ребенка в перспективе успеха, как результата его усилий и настойчивости.
Минута благодарности.
Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.
Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.
Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.
Комментарии
ЧЕБОТАРЁВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Материал очень полезный и
Материал очень полезный и интересный. Рекомендации для родителей использовала во время проведения родительского собрания. Огромное Вам спасибо, Людмила Геннадьевна.