Внеурочная деятельность школьников

Ганжа Светлана Давыдовна

 

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно-познавательное,
  • военно-патриотическое,
  • общественно полезная деятельность,
  • проектная деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков:

экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

 
image
 
 
 

Комментарии

Материал очень интересный. Его можно использовать на педагогических советах, круглых столах, можно выступить и на методических объединениях. Спасибо
Ганжа Светлана Давыдовна

Спасибо ,Вам огромное за комментарий

Конечно, материал полезный. Он хорошо описан в материалах ФГОС. Меня интересует практическое внедрение внеурочной деятельности. Хочется знать мнение коллег и сравнить свое понимание внеурочной деятельности с вашим и с пониманием администрации школы
Ганжа Светлана Давыдовна

Если честно ,то понимание идет с пробуксовкой,Ведем 5 направлений, а платятblush

С нас требуют чтобы эти 4 часа внеурочной деятельности проводили после обеда с15часов до 16. У меня в классе 2 ученика , Они, практически, не приходят. Я, стараюсь, провести после уроков. Детки любят экскурсии,обсуждение фильмов. Мы с ними выучили очень много подвижных игр.
Ганжа Светлана Давыдовна

Разные формы работы -это ведь очень хорошо,а если Вы будете участвовать в конкурсах,но хоть в дистанционных=это уже другой уровень
Филатова Светлана Николаевна

Материал полезный. У меня в следующем году будет 1 класс по ФГОС. Собираю материал уже сейчас. Но больше интересует практическая часть.У нас школа малокомплектная, ведем по 2 класса (сейчас у меня 2 и 4 классы). Как вести внеурочную деятельность с двумя классами?
Ганжа Светлана Давыдовна

На мой взгляд начать с двумя классами по одному плану и сами выйдите на то,что дети 4 класс будет предлагать вам другие действия и деятельность

Попробуйте применить методику Иванова (КТД) и вы увидите, что старшие поведут младших.
Ганжа Светлана Давыдовна

Я применяла данную методику и скажу Вам, мне она нравится
Карпова Татьяна Николаевна

Где взять программу для внеурочной деятельности для 3 класса эколого-биологического направления, подскажите уважаемые коллеги?