Патриотическое воспитание в начальной школе
Тема: «Формирование патриотизма на основе этнокультуры в условиях начального образования».
Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование патриотизма на основе этнокультуры в условиях начального образования».
Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.
Чтобы быть гражданином мира нужно, прежде всего, почувствовать гражданство своей страны, малой родины. Таким образом, актуальным сегодня остаётся формирование патриотизма на основе этнокультуры в условиях начального образования через повышение интереса к истории своей родины и родного края, развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, культуре и традициям предков.
Задачей педагогов нашей школы сегодня является воспитание у ребят чувство любви к нашему народу, к нашей маленькой республике, позаботиться о том, чтобы ребенок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
О том, как мы, учителя начальных классов школы №8 решаем эту задачу, я хотела бы сегодня вам рассказать.
Где как не на уроке учитель раскрывает ребенку истинную красоту родной земли, ее богатство, ее неповторимость. Поэтому мы стремимся материал о Мордовии включать в содержание уроков.
- На уроках русского языка используем различные тексты для контрольного списывания, изложения. Например:
На родине Сычкова.
Село Качелаево. Белоствольные березы по колено в цветах. Высокие синие облака. Бревенчатые дома смотрят в чистое озеро. Дом Сычковых на вершине холма. Скромная изба. Это дом – музей замечательного художника Федота Васильевича Сычкова.
- На уроках математики составляем различные задания, в содержание которых используем местный краеведческий материал.
- На уроках внеклассного чтения знакомим учащихся с поэтами и писателями нашей малой родины, людьми которыми мы гордимся.
- Воспитываем в детях любовь к родному краю и на уроках природоведения. Путешествуем по городам, селам.
- На уроках изобразительного искусства учащихся знакомим с художниками и скульпторами. Свою любовь к родному краю дети выражают в своих рисунках.
- Но курс мордовского языка является логическим завершением знакомства с культурным наследием мордвы. Человек начинает ценить и любить свою родину, когда узнает ее язык, культуру, людей. Когда понимает ее место и значимость в мире.
Родина. Отчизна, Отечество, Отчий край, так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылось ему однажды как чудо. Учитель открывает ребенку это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края через внеклассные мероприятия.
Для того чтобы дети больше узнали о своем родном крае, лучше поняли культуру мордовского народа, в нашей школе ежегодно проходит неделя мордовского языка. Неделя открывается торжественной линейкой. Каждый день недели, праздник.
Это игры:
- « По лесным тропинкам Мордовии ».
- « Знатоки мордовского края».
Целью игр было обобщить краеведческие знания учащихся из области истории, культуры и быта Мордовии.
Ярким завершением недели, посвященной мордовскому языку, стал концерт « Люблю тебя, Мордовия моя». Выразительное чтение стихов о мордовском крае, исполнение песен, мордовские танцы.
Особая роль в воспитании патриотических чувств отводится государственным символам республики Мордовии. Внеклассные мероприятия учат ребят понимать и почитать свои государственные символы.
Патриотическое воспитание растущего человека – главная задача воспитательной работы любого образовательного заведения, а значит и библиотеки. Именно здесь, в окружении книг, хранящих сведения о великих и малых событиях, о знаменитых личностях и малоизвестных судьбах, здесь, где в тишине слышны шаги истории, школьник лучше всего понимает, что такое память.
Особая роль в формировании патриотического чувства отводится музею. В школе создан краеведческий музей и музей Боевой славы. Каждый год перед ребятами выступают ветераны ВОВ, участники боевых действий в Афганистане, Чечне. Это помогает воспитывать в детях глубокое уважение к тем, кто победил в этой страшной войне, к нашим ветеранам. Василий Белов справедливо заметил: « Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем. Стало совершенно другим. Но все же есть то истинное, вечное, что было и будет всегда. Это лучшие черты народного характера: духовная вера, высокое нравственное чувство, безграничная любовь к нашей родине. Именно эти ценности позволили нашей республике, нашему народу сохранить свою национальную независимость и целостность, стать республикой, которой по праву можно гордиться.
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля,
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.
В.В. Зуботыкина
Литература.
1. Я - гражданин России! О. Е. Жиренко, Москва. 2006г.
2. Планирование воспитательной работы. Е.Н. Степанова, Москва, 2003г.
3. Журналы «Начальная школа».
4. Родная земля. В.В. Зуботыкина, Рузаевка , 2009г.