Актуальность использования математики под редакцией Э.И.Александровой
Тема: Особенности курса УМК« Математика» Э. И. Александровой.
Цель: показать актуальность использования нового учебного курса математики в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности курса УМК« Математика» Э. И. Александровой.
Цель: показать актуальность использования нового учебного курса математики в образовательном процессе.
Мне бы хотелось поговорить об особенностях курса УМК « Математика» Э. И. Александровой и показать актуальность использования нового учебного курса математики в образовательном процессе.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать свой урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на ответы и вопросы,
тем легче будет учиться ученику. Л. Н. Толстой
Современное общество хочет видеть в выпускниках школы, человека способного к самосовершенствованию и самообучению. Поэтому задачей современной школы становится формирование образованной, социально-адаптированной личности, совершенствующей себя, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть личности творческой.
Поэтому я решила работать по новому учебнику« Математика» под редакцией Э.И. Александровой, который содержит все основные требования образовательного процесса.
Почему же я выбрала именно эту методику обучения?
Во- первых учебник входит в комплект « Классическая начальная школа».
Во- вторых методика обучения построена так, что у учащихся развиваются такие способности, как анализ, рефлексия, планирование.
В учебно-методический комплект для каждого класса кроме учебника, входят две рабочие тетради и методическое пособие, предназначенное учителю. Но в пособиях нет готовых конспектов уроков, каждый урок – это своего рода сочинение учителя на заданную тему. Учитель становится творцом, исследователем. Он должен ориентироваться по ходу урока, возможно отступая от первоначального замысла, это зависит от многих факторов: от догадок детей, выдвижения и проверки гипотез ими.
Факторами, определяющими эффективность предлагаемого подхода к обучению математике, являются:
1. Особенности математического содержания и логики построения курса, позволяющие формировать учебную деятельность.
2. Использование квазиисследовательского метода в обучении
( квазииследовательская деятельность предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это дает возможность учителю на уроках организовать групповую деятельность учащихся).
3. Организация коллективно-распределенных форм деятельности.
4. Система отношений детей между собой и взрослыми- учителями и родителями.
Материал учебника Э. И. Александровой не дает готовые задания (как в традиционной системе), а направляет на интеллектуальный поиск. Все задания, содержащие, в учебнике нацелены на то, чтобы развить руку ребенка, его речь и внимание, научить думать, рассуждать, исследовать, общаться как со сверстниками, так и с взрослыми.
В отличие от учебника М. И. Моро, это « живой учебник». Ребенок, обучающийся по нему, становится маленьким ученым, делающим математические «открытия». Сначала ребенок сам пробует сконструировать, то или иное понятие, изобретает знак и придумывает ему название. Только после этого автор сообщает общепринятый математический термин или символ.
Главное отличие УМК Э. И. Александровой от УМК Моро – это то, что число вводится как результат измерения длины;
Вторая отличительная черта УМК состоит в следующем.
в том, что материал дается не от частного к общему, а, наоборот, от общего к частному.
Следующее отличие этой системы обучения от общепринятых приемов формирования навыков состоит в том, что навык не является прямым следствием многократного выполнения однотипных упражнений
Схема формирования навыка такова: У – З – Н, а не З – У – Н ( У – умение, З – знание и Н – навык),. как видно из схемы, навык опосредован знанием. Это значит, что, владея знанием как основанием собственного умения, дети в совместной деятельности выделяют операционный состав действий, приводящих к правильному и быстро получаемому результату.
Итак, основным математическим понятием, определяющим главное содержание данной программы и всего курса школьной математики в целом, является понятие числа, которое рассматривается как результат измерения величин. Величина – размер, объем, протяженность предмета. Это то, что можно измерить, исчислить. Поэтому в основу методики обучения положены практические действия ребенка, организуемые учителем. Дети работают руками, вся учебно-поисковая деятельность на первом году обучения связана с овладением способами сравнения различных предметов, окружающих ребенка, по разным признакам и с измерением величин. Это требует прикладывание одного предмета к другому, переливания, пересыпания, ощупывания, т.е. опоры на все органы чувств. Для этого ребенок использует бумагу, ножницы, пластилин,
Величина, с которой, прежде всего, знакомится ребенок – длина.
Это дает возможность ученикам овладеть способы сравнения предметов по выделенным признакам (цвету, форме, материалу, длине, площади, объему). Полученное в результате сравнения отношение дети изображают и описывают сначала графически- с помощью отрезков.
Затем вводится обозначение буквами латинского алфавита, это дает возможность описать отношения между величинами.
Каждая из сравниваемых величин может быть измерена и охарактеризована числом. Таким образом, буквенные формулы превратятся в числовое равенство и неравенство. 3< 2, 5 >6, 5 = 5. Появление числовых значений величин позволит поставить задачу сравнения чисел, а затем и действий с ними.
Сам процесс измерения и его результат моделируются с помощью числового луча, предметной моделью которого служит измерительная линейка. Дети на протяжении первого года обучения овладевают способами сложения и вычитания чисел с помощью двух линеек с опорой на числовую прямую или способом присчитывания и отсчитывания по единице. Что значительно упрощает для них нахождение результата. При этом устные вычисления выполняются в пределах 10. Этого вполне достаточно для того, чтобы в последствии овладеть приемами устных вычислений в пределах 20, имея в виду табличные случаи сложения и вычитания, с которыми дети познакомятся в полном объеме тогда, когда в них возникает потребность. А именно при сложении (вычитании) многозначных чисел (сначала в пределах 3 – 4 разрядов).
Особое внимание уделяется приемам составления и запоминания таблиц сложения всех однозначных чисел. Автор программы включает в таблицу все случаи сложения, где ответ будет двузначным числом. Покажем точкой место для каждой цифры.
9 + 2 = . . 8 + 3 = . . 7 + 4 = . . 6 + 5 = . .
9 + 3 = . . 8 + 4 = . . 7 + 5 = . . 6 + 6 = . .
9 + 4 = . . 8 + 5 = . . 7 + 6 = . .
9 + 5 = . . 8 + 6 = . . 7 + 7 = . .
9 + 6 = . . 8 + 7 = . .
9 + 7 = . . 8 + 8 = . .
9 + 8 = . .
9 + 9 = . .
Задаем вопрос детям: как вы думаете, нельзя ли ничего не вычисляя определить и записать хотя бы одну цифру в каждом из этих примеров?
(Ребенок без труда проставит в разряде десятков цифру 1 т.к. до этого они составляли таблицу для нахождения сумм однозначных чисел и использовали её в решении примеров).
Сосредоточимся на первом столбике – на таблице сложения с числом 9 и узнаем, какие цифры стоят в разряде единиц.
Итак, вы прибавляете к 9 число 2, а в разряде единиц над точкой появляется цифра 1, вы прибавляете к 9 число 3, над точкой записываем 2. Вы прибавляете 4, над точкой пишем 3 и т.д. Выделим эти пары чисел (3 и 2, 4 и3, 5 и 4 и т.д. цветом.)
Спросите: что они заметили? (ответ : дополнили 9 до 1 десятка, в разряде единиц мы всегда будем получать число на 1 единицу меньше, чем то число, которое прибавляем к 9
Потом ребенок вписывает все числа над точками.
Итак, дети совершили открытие!
Опираясь на этот способ, обнаруженный для таблицы 9, дать детям записать ответы в таблице 8.
Вот что могут написать дети:
8 + 3 = 12
8 + 4 = 13
Выясняется, что все ответы неверные.
« Как, почему, ведь я так хорошо все понял» - возмущаются дети.
Ребенок начинает искать причину. Он обнаружит, что цифра в разряде единиц уже на 2 меньше, чем-то число, которое мы прибавляем к 8.
Почему в таблице 9 цифра в разряде единиц меньше на 1, а в таблице 8 – уже на 2?
Способ определения цифр в разряде единиц удобно зафиксировать так:
9 + а = 1 (а – 1)
8 + а = 1 (а – 2)
7 + а = 1 (а – 3)
В таблице 6 отдавать уже надо 4, но тут легче не отдавать 4, а опираясь на то, что 5 + 5 = 10, значит 6+ 5 = 10 +1 = 11
Таким образом, чтобы ребенок овладел знаниями таблицы сложения в случаи перехода через десяток. Ему достаточно уметь:
1) называть число, предыдущее данному;
2) от любого однозначного числа, большего 2 и 3, вычитать соответственно 2 или 3 единицы
Такой способ работы над таблицей сложения позволяет более эффективно запомнить результат, опираясь на механизм непроизвольного запоминания, а с другой стороны построить работу над сложением многозначных чисел нетрадиционным способом.
Не выполняя вычислений, определить количество цифр в сумме (сначала поставив стрелки, а потом – точки):
Изучая сложение и вычитание многозначных чисел, учащиеся выявляют и основной принцип выполнения любого арифметического действия – поразрядность.
82029 9381
57176 4936
Ребенок определяет, какие разряды «переполняются» (при сложении и умножении) или « разбиваются» при вычитании и делении и ставят соответствующие стрелки. Ребенок приходит к выводу о том, что сумма будет шестизначной, а разность четырехзначной.
Анализируя этот принцип, нетрудно прийти к выводу: при поразрядном сложении сумма однозначных чисел (табличные случаи) может быть меньше 10, равна 10 или больше 10. если сумма оказалась больше или равной 10, то происходит образование единицы следующего разряда ( образуется новая мерка), т.е. данный разряд, в котором эти числа складывали «переполнился». Определив, какие разряды при сложении двух (и более) многозначных чисел « переполняются», а какие нет, можно ничего не вычисляя. Узнать сколько цифр (знаков) получится в сумме как результате действия, а затем уже вычислять число в каждом разряде. Таким образом, дети будут определять количество цифр в результате выполнения любого арифметического действия, а не только при нахождении частного, как это традиционно принято.
Особое внимание уделяется и приемам запоминания таблиц умножения. В основу этой работы положена задача исследования связи между множителем и разрядной структурой результата. В связи с этим изменяется естественный порядок изучения таблиц. Таблица умножения изучается в таком порядке 9, 2, 5, и 6 – в них связь обнаруживается в наиболее явном виде. Таблицы умножения 4, 8, 3 и 7 следуют конструировать, опираясь на свойства умножения.
Сосредоточимся на таблице умножения 9. Обратите внимание на полученные результаты, которые выделены цветом. Итак, мы умножаем на 2. 3 и т.д., а в разряде десятков всегда получается число на 1 десяток меньше и сумма разрядов равна 9.
Потом дети открывают для себя смысл нового арифметического действия – умножения и обратного, ему действия - деления
Решение уравнений, как и решение текстовых задач, основано на построении графической модели (схемы), что позволяет описать с помощью формулы А= х + В (уравнения или выражения) способ неизвестной величины «целого» и «части»
В рабочей тетради разработана специальная методика работы над ошибками после выполнения учащимися проверочных или контрольных работ. Хочу сказать, что именно эта методика работы хорошо показана в этом учебном комплекте. В каждой учебной тетради есть специальные страницы «справочник ошибок». Суть этой методики состоит в том, чтобы после анализа так называемых ошибкоопасных мест ученики составляют «справочник ошибок». Фиксируя их в справочнике любым удобным для учеников способом. Необходимо каждый раз возвращаться к вопросам о происхождении этих ошибок, а также к способам их обнаружения и исправления, что является необходимым условием их предупреждения. Составив его, учащиеся при выполнении заданий должны научиться, им пользоваться. Намечать индивидуальный план ликвидации.
Методику обучения детей работе над ошибками дополняют специальные разработанные задания « проверь себя», формирующая способность к самоконтролю. А также разработана система нетрадиционных заданий. Это так называемые задания с « ловушками». Это задание с недостающими данными или лишними данными. Они « ловушки» имеют свою классификацию и в соответствии с ней свое назначение. Именно они позволяют систематически организовывать рефлексию собственных действий, ставить новые исследовательские задачи.
Итак, уважаемые коллеги я думаю, данная информация для вас была достаточно интересной и полезной, безусловно, такой подход к обучению дает хорошие результаты.
Литература
1. Методическое пособие. Э.И. Александрова, Дрофа, 2010г.
2. Практика развивающего обучения. А.Б. Воронцов, Москва,2008г.
3. Что такое развивающее обучение. В. В. Репкин, Томск,. 1997г.