Моя педагогическая философия

Философию и педагогику объединяет одна главная обязанность – обязанность думать. С той лишь разницей, что философ думает о жизни и ее категориях отстраненно, а учитель помнит, что это жизнь его учеников.

Если подсчитать количество вводимых в педагогику научных терминов, определений, технологий, методов и систем, можно уверенно сказать, что эта наука переживает сейчас величайший подъем. И вскоре страна буквально переполнится гигантами мысли.

Но если ничего не считать и просто посмотреть вокруг – как мало может сейчас интеллектуальная элита, какой большой вес имеют массовая культура и носители расхожих бытовых психологий.

Ни одна, даже сверхгениальная методика не может уберечь ребенка от ситуации неуспеха в учении. Но вернуть ребенку веру в себя и в мир  может Учитель.

Тот Учитель, который в круговерти старых, новых и сверхновых педагогических течений ухитряется сохранить свою целостность и способен вслед за мудрыми сказать, глядя в глаза своему ученику: «Верь мне, потому что я тебя люблю».

Учитель начальных классов  - это харизма, плюс труд, плюс затянувшееся детство. От него требуется особый склад характера, педагогическая мудрость и умение беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний, жажды раскрытия таланта. Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая задача учителя младших школьников – помочь таланту раскрыться. Для этого используются разные пути: игры, экскурсии, прогулки, диспуты, занятия творчеством, походы. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учёба была им в радость, нужно, чтобы они всё время, каждый день получали и создавали что-то новое, при этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Из урока в урок убеждать ребят, что учёба - это их главный и очень серьёзный труд, что их хорошая учёба нужна им самим, маме, папе, бабушке, учительнице, а главное - Родине. Вместе с детьми искренне радоваться хорошим ответам и успехам каждого и огорчаться за промахи и неудачи. Дети, чувствуя это, стараются работать с душой.

 Главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.

 Велика роль учителя начальных классов в развитии и становлении личности школьника. С одной стороны, он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, т.е.  обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием в педагогической деятельности.  

Учитель тот, кто учитель – всегда, тот, кто в любой ситуации поступает справедливо. Наше учительское дело – учить детей. Нас этому учили наши учителя. Это единственное, что мы можем и обязаны делать. Медленно, но без перерыва. Иначе мы перестанем учительствовать.