Главные вкладки
Труль О.В. БАЛЕТИЗАЦИЯ
В Интернете появляется все больше рекламы о пользе занятий классическим балетом для взрослых или, так называемым, боди-балетом. Например, «… занятия у станка в любом возрасте помогут вам улучшить свое физическое состояние и отточить фигуру … вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку». (Балетная фигура – какая она?) (1); «… упражнения из боди-балета улучшают осанку, выпрямляют позвоночник, а также … избавляют от плоскостопия». (Боди-балет: преимущества, особенности, эффективность для похудения) (2)
Те, кто пишет об этом, и приглашают заниматься всех желающих, независимо от возраста и особенностей развития тела, кажется, ищут возможность удовлетворить свои амбиции вне сцены. С детства оказавшиеся «прикованными» к балетному станку, они утверждают, что воспитали в себе грацию, красоту и т. д. Чего стоит зрелище увидеть «грациозную» походку балерины со спины!
В Интернете также есть реклама клиник, которые предлагают медицинскую помощь в лечении различных травм артистов балета и спортсменов. На этих сайтах размещают статьи о происхождении тех или иных травм: позвоночника, связок и т. д. Приводится список заболеваний, подробно рассказывается, что и как происходит при различных нагрузках на организм. Вот здесь и выясняется вся правда о чудодейственных занятиях классическим балетом. Понятно, что речь идет о травмах, связанных с профессиональной нагрузкой на организм. Но, может быть дело не только в усиленной или умеренной нагрузке на тело, а в самой технике балетного станка?
Основной аргумент балетных – это то, что, занимаясь «классикой», воспитается красивая осанка. Может быть, и воспитается красивая осанка, но вот будет ли при этом здоров позвоночник, еще большой вопрос. Ведь, чтобы правильно делать различные балетные па (даже самые первые), нужно привести позвоночник в выпрямленное положение. При таком постоянно выпрямленном положении, происходит нехарактерные для нормальной анатомии позвоночника изменения, как например, сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Также из-за постоянных нагрузок на позвоночник, таких как, например, выполнения длительных вынужденных положений, однотипных движений и т. д. (а нагрузка на позвоночник начинается с первых же упражнений, независимо от того облегченные они или не облегченные), может происходить деформация позвоночных дисков и костей позвоночника. Это повышает риск развития травматизма спины, и позвоночного столба в частности. А также у человека, который придет заниматься классическим балетом или боди-балетом, могут быть скрытые заболевания того же позвоночника или суставов, о которых человек может и не знать. Специфическая нагрузка на организм может спровоцировать эти скрытые заболевания. И никто не будет нести за это ответственность. При этом, классический тренаж не предусматривает развитие мышц спины и живота, поэтому врачи советуют артистам балета заниматься гигиенической гимнастикой для укрепления этих мышц. (Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балета) (3)
Балетный станок – это жесткая система переделки тела человека, которая неизбежно наносит вред организму (связки, сосуды и т.д.), а значит, и здоровью. Нельзя обмануть природу. За это придется расплачиваться. Система эта доведена до своего логического совершенства и не предполагает никаких изменений. И даже в облегченном, адаптированном варианте, проблема специфической нагрузки на позвоночник не снимается. Никакая «низкоударная балетная нагрузка» не может не оказать негативного и травмирующего воздействия на мышцы, связки и суставы.
А стопа? Стопа в классическом балете «работает в позициях и движениях, далеко выходящих за пределы свойственных ей естественных физиологических движений. В результате особенностей танцев на пальцах и полупальцах, когда нагрузка приходится на передние отделы стопы, развивается поперечное плоскостопие». (Своды стопы в норме. Изменения сводов стопы у балерин и танцовщиков) (4) «Из хореографического училища большинство артистов балета приходят в театр с первой стадией плоскостопия». (Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы) (5)
Любому «неизбранному» человеку, имеющему плоский свод ступни заниматься классическим балетом противопоказано. «Чаще всего пациенту с плоскостопием запрещается заниматься … балетом – несмотря на то, что со стороны занятия балетом вызывают восхищение, балерины вынуждены платить за красоту здоровьем своих ног. Он становится причиной таких деформаций, как варусная, вальгусная деформация, артрит, артроз, пяточная шпора, расширенные вены. Во время занятий основная нагрузка переходит на передний отдел стопы, поэтому за таким видом искусства человек с плоскостопием может с интересом наблюдать, но не принимать в нем участие». (Спорт при плоскостопии. Какие виды спорта принесут пользу, а какие навредят?) (6)
«У артистов балета очень рано появляются признаки «старения» опорно-двигательного аппарата, которые проявляются в ослаблении костной структуры внутреннего отдела головки I плюсневой кости (остеопороз), а также кубовидной, клиновидной и других костей. Склероз (уплотнение) субхондральных (подхрящевых) отделов костей, сужение суставных щелей, выраженные костные разрастания – все это признаки патологического состояния, в развитии которого большую роль играют статические нагрузки». (Сесамовидные (добавочные), сверхкомплектные (дополнительные) кости стопы. Старение стопы) (7) А «… при исполнении такого движения, как глубокое плие, во время которого происходит тыльное сгибание стопы до угла 20-30 градусов … развиваются явления деформирующего артроза». (Строение голеностопного сустава и движения в нем. Патология голеностопа) (8)
Внешняя эффектность и привлекательность классического балета связана исключительно с его сценическими задачами, которые вне сцены просто неприемлемы. К любой системе занятий нужно подходить с позиции здравого смысла и вопроса: зачем мне это нужно? Каждый имеет индивидуальные особенности развития тела. И декларировать, что занятия классическим балетом (пусть даже адаптированным вариантом для любителей) или, так называемым, боди-балетом принесут пользу ЛЮБОМУ человеку и в любом ВОЗРАСТЕ, значит вводить людей в заблуждение и обманывать их. Декларируют, обычно те, кто никем не стал в мире балета, а амбиции остались или кому никак не успокоиться после балетной карьеры, и они начинают публично демонстрировать реабилитационные процедуры своего искалеченного организма под вывеской пилатеса. А еще начинают давать советы, о том, что каждая девочка должна заниматься балетом. Зная, что для занятий классическим балетом необходимо иметь здоровый организм, врожденную выворотность, а также определенный тип нервной системы, способной переносить издевательства над собственным телом. Если каждая девочка будет заниматься балетом, здоровых девочек не останется. Такая вот технология «гуманистического» воспитания. Не удивительно, что при таком подходе уровень личностного и культурного развития человека оценивается осанкой, которая к тому же, в силу своей специфики (в классическом балете осанка формируется в «выворотном» положении ног) не является «нормальной» правильной осанкой. А походка балерины сильно увеличивает нагрузку на позвоночник и ступни: напрягаются ноги, спина, таз – вес тела приходится на пятки, а не на изгиб подошвы. Поэтому врачи советуют вырабатывать правильную походку, избегать сильного разведения носков при ходьбе (так называемая «походка балерины»). (Походкой балерины вперед, к плоскостопию) (9)
В рассказе словацкого писателя Петера Карваша «Изобретение» говорится о фантастической машине, которая оценивала достоинства любого произведения искусства. Заминка произошла лишь с балетом. Машина упорно принимала его за скульптуру с каким-то техническим изъяном.
Конечно, всегда есть определенное количество людей, которых ничем не убедишь: ни статьями, ни врачами, ни статистикой. Они будут выворачивать суставы, терпеть боль от растяжки, часами стоять у балетного станка, наносить вред своему организму, но вырабатывать балетную осанку.
Получить пользу от упражнений, сделать фигуру стройной и подтянутой, можно разнообразными двигательными методиками, не обязательно при этом «интеллектуально» истязать себя балетным станком. Выбирайте правильную систему для своих занятий, которая приносит пользу организму и развивает естественную Грацию в гармонии с Природой.
27.11.2023
Труль О.В.
Педагог дополнительного образования, художественный руководитель коллектива пластического танца «Классика-Модерн» и группы Музыкального движения
https://vk.com/olgatroul
ИСТОЧНИКИ:
1. Балетная фигура - какая она?
https://vk.com/wall-101144388_170?ysclid=lph7dztdy...
2. Боди-балет: преимущества, особенности, эффективность для похудения
https://vk.com/@stretchingscoolsevastopol-bodi-bal...
3. Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балета
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1531.html
4. Своды стопы в норме. Изменения сводов стопы у балерин и танцовщиков
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1523.html
5. Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1539.html
6. Спорт при плоскостопии. Какие виды спорта принесут пользу, а какие навредят?
https://babyfoot.com.ua/ru/blog-uk/sport-pri-plosk...
7. Сесамовидные (добавочные), сверхкомплектные (дополнительные) кости стопы. Старение стопы
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1524.html
8. Строение голеностопного сустава и движения в нем. Патология голеностопа
https://meduniver.com/Medical/profilaktika/1525.html
9. Походкой балерины вперед, к плоскостопию
https://kazved.ru/news/pohodkoy-baleriny-vpered-k-...
*