Дипломная работа "Литература и музыка"

Бритулина Елена Юрьевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Кафедра музыкально-инструментальной подготовки

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Интегрированное изучение музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена

Допущена к защите «_____»__________ г. _____________________ Зав. отделением Ф.И.О. Выполнил(а): студентка гр. М-319/2, специальности 050130 Музыкальное образование  Иванова Е. Ю.

Руководитель: Белозерцева Т. А.

Руководитель Ф.И.О._______________________

«_____»_________________ г Оценка___________ «_____»___________20___г. Зав. кафедрой/председатель ДЦК Ф.И.О. ___________________

 

 

 

Иркутск

2023

 

 

 

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Кафедра вокала

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Вокально-хоровая музыка как средство воспитания патриотизма

 детей младшего школьного возраста на уроках музыки

 

Допущена к защите

«_____»_________ 2023 г.

_______________________

Зам. директора по УМР

Щеблякова Е.Н

«______»_________2023г

 

Выполнила:

обучающийся гр. М-419/2

специальность 53.02.01

Иванова Елена Юрьевна

 

Зав. Отделением

Семенова Ю.И

 «______»_________2023г.

 

Зав. кафедрой

Саламатова В.А

«_____»__________2023 г.

 

Руководитель:

Белозерцева Татьяна

Александровна

 

_______________________

Руководитель

Белозерцева Т.А

«_____»__________2020 г.

 

Оценка ________________________

«_____»___________ 2020 г.

 

Председатель ГЭК

Соломонова Д.А.

2023

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..

Глава I. Научно-теоретические основы интегрированного изучения литературы и музыки…………………………………………………………

1.1. Проблема взаимодействия литературы и музыки…………………….

     1.2. Психолого-педагогические условия интегрированного изучения

     литературы и музыки…………………………………………………………

1.3. Пути и приемы интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах среднего звена……………………………………..

Глава II. Практическая работа по интегрированному изучению музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена………………….

2.1. Диагностика исходного уровня изучения музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена…………………………………….

2.2. Практическая работа по интегрированному изучению музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена…………………….

Выводы ………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………

 Приложение……………………………………………………………………….

 

 

  1.  

Введение

Актуальность исследования. Интеграция предметов в современной школе - это одно из направлений совершенствования музыкального и литературного образования. В настоящее время продолжается освоение и поиск новых педагогических решений, методов, форм и приёмов обучения музыке и литературе, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.

Сегодня актуальна проблема интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и  литературы). Данная проблема сложна и недостаточно изучена. Необходимость её решения побуждает к поиску путей формирования читателей, слушателей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации музыкального или литературного произведения.

Интеграция предметов - одно из условий осуществления комплексного подхода к обучению в современной школе. Среди молодежи, к примеру, наблюдается увлечение эстрадной музыкой и отрицание классического наследия. Преодолеть этот барьер можно, начав изучать литературу с широким использованием музыки. Приобщение с помощью музыки к прекрасному формирует всесторонне развитую личность, которая учится видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, в ней развивается художественный вкус, образное мышление.

Проблеме интеграции предметов в общеобразовательной школе посвящены работы методистов Т.Г. Браже, Г.И. Беленького, А.Я. Данилюк, К.Ю. Колесиной, Г.К. Максимова, Б.Х. Пикалова, В.Т. Фоменко и многих других.  Пересмотрев содержание уроков музыки и литературы, ученые осуществили поиск технологий интегративного подхода, когда учащиеся активно включаются в творчество. Однако остается очевидным тот факт, что вопросы интеграции предметов в современной школе являются еще недостаточно разработанными и ждут своего исследования.     Большую помощь в организации интегрированных уроков оказали работы о значении музыки в жизни писателей XIX и XX века (А.П. Ауэр, Ю.Н. Борисов, И.Ф. Бэлза, В.А. Васина-Гроссман).

Наша работа появилась в ответ на необходимость восполнить существующие пробелы в теории и практике вопроса. В современной школе в основном отсутствует целенаправленная работа по эстетическому воспитанию, низка общая культура учеников. Учителя музыки и  литературы нередко игнорируют смежные виды искусства, что приводит к постепенной потере интереса учеников к музыке, литературе, к книге. Многогранность искусства, его воспитательная функция определяют особую глубину его воздействия на человека, поэтому актуальность темы исследования сегодня весьма велика. Наряду с этим встает необходимость поиска подходов, форм и приёмов решения проблемы, теоретико-практического обоснования модели изучения музыки и литературы с использованием смежных видов искусств. Проблема привлечения на урок музыки  литературы – и наоборот видится в достаточной степени актуальной и важной ещё и в силу того, что она связана с дополнительным культурологическим содержанием.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы научного исследования: Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах старшего звена.

Объект исследования - процесс интегрированного изучения музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена.

Предмет исследования - условия и приемы обеспечения интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах среднего звена.

Цель исследования - разработка и частичная апробация интегрированных уроков музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эстетическое развитие школьников (восприятие, понимание, интерпретация) в процессе интегрированного изучения музыки и литературы в гуманитарных классах будет осуществляться эффективнее, если:

- будут учитываться психолого-педагогические и методические принципы интегрированного изучения литературы и музыки;

- скорректирована программа по литературе (в рамках рабочей программы конкретного учителя), в которой учитывается взаимодействие и взаимопроникновение двух видов искусства (литературы и музыки), а также специфика образовательного учреждения и класса;

- музыка как вид смежного искусства выступит в качестве одного из важных средств обучения;

- содержание, формы и приёмы интегрированного изучения литературы и музыки будут соответствовать возрастным возможностям и интересам учащихся;

- будут получены специальные дополнительные знания и сформированы умения, активизирующие процесс обучения музыке и литературе.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать методическую, специальную, педагогическую литературу по проблеме создания интегрированных музыкальных, литературно - эстетических занятий для детей раннего возраста.
  2. Изучить и обобщить различные способы развития музыкальных способностей детей.
  3. Выявить наиболее приемлемые в учебном процессе виды связи музыки и литературы. Сформировать специальные дополнительные знания и умения, способствующие углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.
  4. Подобрать и систематизировать дидактические материалы, направленные на разработку и составление интегрированных уроков музыки и литературы с возможной корректировкой программы для школ и классов с углубленным изучением музыки и литературы с целью реализации возможностей для проведения интегрированных уроков, способствующих эстетическому развитию школьников.
  5.  Изучить разработки имеющихся интегрированных уроков.
  6. Разработать идею содержания серии музыкальных занятий на интегрированных уроках в  среднем звене.
  7. Провести диагностику по изучению уровня заинтересованности учащихся литературой и музыкой в ходе проведения стандартных – «неинтегрированных» уроков. Сравнить данные с данными диагностики по изучению уровня заинтересованности учащихся музыкой и литературой в результате проведения интегрированных уроков.
  8. Определить эффективность проведенной работы.

Методы исследования:

Теоретические:

- анализ литературы по исследуемой проблеме;

-анализ понятийно - терминологического аппарата;

- обобщение и систематизация теоретического материала;

- диагностика по изучению уровня заинтересованности учащихся литературой и музыкой;

- опрос;

- рефлексия;

- анкетирование

Экспериментальные:

- мониторинг - изучение планов интегрированных уроков музыки и литературы;

- наблюдение за ходом интегрированных уроков, изучение результатов деятельности учителя и учащихся;

- практическая работа по интегрированному изучению музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена.

База исследования: МБОУ г. Иркутска СОШ № 80, учащиеся 8 «Г» и 8 «Д» классов.

Практическая значимость исследования: предложен теоретически обоснованный и проверенный в ходе диагностики путь (один из нескольких) интегрированного обучения музыке и литературе в гуманитарных классах среднего звена. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами ВУЗов при проведении занятий со студентами; учителями и методистами школ, лицеев, гимназий при подготовке уроков литературы и во внеурочной работе; при разработке программ и учебных пособий для учителей и учеников. Материалы, сформированные в результате данной работы, могут оказать помощь музыкальному педагогу и педагогу – словеснику при планировании и организации занятий в центрах раннего развития детей.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой теме; результатами, полученными в ходе практической работы. Результаты оценивались на основе письменных и устных ответов учащихся, их творческих работ, анализа уроков, анализа анкет.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты данного исследования обсуждались на заседаниях МО русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 80, была проведена серия интегрированных уроков музыки и литературы в среднем звене (8 классах).

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические условия интегрированного изучения   литературы и музыки

  1. 1. Проблема взаимодействия литературы и музыки

Музыка и литература как виды искусства испокон веков находились в тесной связи друг с другом. С уверенностью можно сказать, что они неотделимы друг от друга. Их роль в жизни человека огромна, а влияние на души - неоспоримо. Возможность превращать в словесные и музыкальные образы содержание, смысл, картины - важная особенность не только художественной литературы, но и - классической музыки, именно эта особенность к восприятию «внутреннего воплощения и перевоплощения» отличает эти виды искусства от других искусств. Отклик на восприятие музыки в душе, в воображении слушателя – то же «рождение образов», что и в литературе.

В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры, конечно, произошел процесс их разделения. Каждое из искусств обрело свой язык, свою собственную знаковую систему, в которой хранятся и передаются тексты. Вместе с тем, в истории культуры неоднократно делались попытки вновь синтезировать эти два вида искусства. В.А. Доманский, филолог-литературовед, доктор педагогических наук, профессор, практикующий учитель русского языка и литературы, к примеру, говорил, что в русской литературе XIX века тенденция к соединению словесных и музыкальных образов особенно наблюдалась в творчестве известных писателей: И. С. Тургенева, А. А. Фета, А. А. Григорьева, А. Н. Апухтина и других. У поэтов «серебряного века», и прежде всего - у поэтов-символистов, были также настойчивые попытки соединить слово и музыку (например, О. Мандельштам в стихотворении «Silentium»: Первоосновой жизни автор также считает слияние слова и музыки. «В мире людей эти понятия разделены, но если догадаться об их единой сущности, то можно проникнуть в тайны бытия. Чтобы соединить слово и музыку, нужно погрузиться в молчание, отринуть суету, повседневность, остановить поток мыслей в голове». Поэт призывает Афродиту «не рождаться», не приобретать конкретную форму, а остаться звучащей и шепчущей пеной морской. Сам он ставит перед собой ту же задачу: уста его должны умолкнуть, и в этом глубоком молчании зазвучит музыка. Юный О. Мандельштам считает, что такое слияние - дело будущего, что все люди когда-нибудь обретут такую способность, но он, как поэт, желает стать первым обладателем звукоречи уже сейчас. Он полагает, что жизнь людей после возврата к «первооснове» полностью изменится, ведь она «всего живого ненарушаемая связь.») 

Отделяясь друг от друга, эти музыка и литература продолжали взаимодействовать: поэты писали слова к мелодиям, композиторы создавали музыку к художественным текстам. Наиболее показательными примерами взаимодействия этих искусств может быть музыкально-песенное искусство и опера (музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении).

Необходимо отметить, что процесс поэтического творчества близок к процессу создания музыкальных произведений. Поэты, работая над стихотворением, к примеру, проговаривают, озвучивают текст, проверяют его гармонией и мелодией. Некоторые стихи рождаются из услышанной или звучащей в сознании поэта  музыки, ритма, поэтому иногда бывает сложно определить, что появляется раньше – ритм, музыка или слово, строка, поэтический образ. Так А. С. Пушкин подчеркивал «музыкальность» стихотворной речи, определял ее как «союз волшебных звуков, чувств и дум».

Связь между литературой и музыкой была и будет всегда. В основе многих литературных произведений лежит  музыкальная тематика, например, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинского, «Шопен» М. Рыльского и других. Так же существует очень много произведений литературы, которые положены на музыку: "Евгений Онегин" П.И. Чайковского, опера Джузеппе Верди "Травиата", в основу которой лёг роман Александра Дюма-сына "Дама с камелиями", оперы «Пиковая Дама» П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и другие.

С помощью музыки слово обретает эмоциональность и выразительность, а музыка с помощью слова находит «мыслительную оформленность». Эта органическая связь закономерна, так как у музыки и у звучащего слова имеются общие свойства: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность. Согласно теории Аристотеля, исходящей из единства искусств, классификация искусств строится на теории подражания их природе - с помощью гармонии и ритма. Следуя интонациям речи, музыка способна передавать чувства, настроения, переживания человека, поэтому можно считать, что музыка – искусство интонирования смысла. Эти свойства музыкальности звучащей речи, к примеру, активно использует народно - поэтическое творчество. Поэтому произведения фольклора, которые кажутся  современным школьникам скучными при чтении, вдруг неожиданно могут раскрываться во время творческих уроков. Литература часто заимствует у музыки и сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязычными обозначениями темпов, принятыми в музыке. Pui mosso (пйу моссо) – более подвижно, Non troppo (нон троппо) – не слишком, Molto (мольто) – очень, Con moto (кон мотто) – с подвижностью, Ritenuto (ритенуто) – сдерживая и т. д.

Сближение словесных и музыкальных текстов возможно также на уровне композиции. Многие художники слова строят свои произведения, используя принципы построения музыкального произведения, инструменты. В этой связи можно вспомнить, например, произведения И. С. Тургенева, многие из них строятся по законам музыкальной композиции. Музыкальность текстов Тургенева заключается в слоге, в выверенной, изящной, гармонической манере повествования, с помощью которой узнаются его произведения, как по мелодии узнаются создания того или иного композитора.

Произведения русских поэтов тоже зачастую имеют музыкальную структуру. Музыкальные периоды завершаются полной каденцией, так и стихотворные строфы содержат законченную мысль, которая связана с главным мотивом стихотворения. Ярким примером такой музыкальной композиции является «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина. Не случайно сразу же после его возникновения оно обрело музыкальное бытие в музыке Глинки. Как и в музыкальном искусстве, главным его композиционным принципом является повторение, реприза, постоянное возвращение к заданной теме.

Философско-эстетическая сторона взаимодействия словесности музыки раскрыта в работах известных эстетиков и деятелей искусств: В.В. Ванслова, Б.В. Асафьева, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Д.Б. Кабалевского, Д.Н. Журавлева и других. Педагогическим аспектам изучения литературы и музыки как  смежных искусств посвящены работы таких ученых, как В.Т. Маранцман, Т.Ф. Курдюмова, З.С. Смелкова, Е.Н. Колокольцев, Е.А. Финченко. Особенностями взаимодействия словесности и музыки в процессе школьного изучения литературы интересовался В.А. Доманский, он выделил четыре группы приемов, направленных на выявление этих особенностей:

• приемы, позволяющие раскрыть факты биографии писателя, его художественные пристрастия, в том числе и музыкальные вкусы, интересы, характер мироощущения;

• приемы, связанные с анализом музыкальных образов и музыкальных страниц художественного произведения, которые позволяют глубже постичь характеры героев и выявить авторскую позицию;

• приемы, направленные на создание образа определенной исторической эпохи, раскрывающие культурные пристрастия ее представителей, тип сознания человека этого времени;

• приемы, служащие сопоставлению образов музыкального и словесного искусства, позволяющие увидеть, как одно искусство преломляется в другом.

До настоящего времени сохраняются общие черты этих искусств:

1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора с людьми, в результате которого автор раскрывает свое идейное видение мира.

2. Историческое осмысление действительности и отражение его в художественном или музыкальном образе.

3. Развернутость и музыкального, и художественного произведения во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни и в музыкальном, и в художественном произведении.

5. Интонационная природа обоих видов искусства. Б.Л. Яворский полагал, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи – то есть музыкальное произведение».

6. Общность жанров, например: песня - «Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф. Мендельсона - Бартольди, поэма – музыкальная «Поэма» З. Фибиха и художественная - «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада – музыкальная баллада Ф.Шопена и художественные баллады В.А.Жуковского, сказка - фортепианные «Сказки» Н.К. Метнера, оркестровая «Сказка» Н.А. Римского - Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и другие.

7. Слуховое восприятие: читая текст, мы «слышим» его внутренним слухом подобно музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

Таким образом, снова подтвержден тот факт, что музыка и литература, даже после разделения, сосуществуют  в постоянстве устремленности друг к другу.

Вообще, «музыкальную личность» надо развивать уже с раннего возраста - считают исследователи. В раннем возрасте закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов его мышления. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы ко всему новому. При регулярном прослушивании музыки у человека усиливается взаимодействие между правым и левым полушариями. Обучение чтению, письму, счету развивает преимущественно левое полушарие, музыка активизирует гармоничную работу обоих полушарий. Занятия музыкой, прежде всего, развивают в ребенке или взрослом слух, но ученые доказали, что - стимуляция одного органа чувств благотворно влияет на развитие всех остальных органов чувств. То есть, развивая слух, мы развиваем и зрительное восприятие, улучшаем координацию движений ребенка, повышаем его работоспособность. Занятия музыкой не только дают развитие целого комплекса музыкальных способностей, но влияют и на развитие интеллекта человека, способствуют раскрытию его творческой индивидуальности и гармоничному развитию личности. Из практики музыкального педагога: «дети, которые занимались музыкой с самого раннего детства, опережали своих сверстников по умственному и психическому развитию в несколько раз». Обучение музыке укрепляет самооценку, улучшает концентрацию внимания, формирует лидерские качества личности.

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку и в записях. Исследователи А.В. Мошкин и В.Н. Руденко в книге «Дети смуты» (Екатеринбург, 1993), а также М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова и Ю.Д. Чертков в исследовании под названием «Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире» (М., 2001) приводят конкретные данные, полученные в 1992, 1995 и 1998 гг., о том, что «…ученики средних классов общеобразовательной школы включают слушание музыки, ее изучение, получение дополнительных знаний о ней в число своих «заветных», «волшебных» желаний». Авторы исследования «Из жизни людей школьного возраста» на основании своих многолетних наблюдений полагают, что музыка погружает современного подростка в мир волшебной сказки, снимает все ограничения, порождает полет фантазии; с помощью музыки человек тринадцати - или четырнадцатилетнего возраста может выразить свои самые сокровенные желания и даже те, которые невыполнимы в реальной жизни. А значит включать музыку в форме интеграции в уроки разной направленности необходимо, тем более – в уроки литературы и русского языка.

Есть и литературные произведения, имеющие музыкальную тематику; например, «Квартет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений музыкальной терминологии, но отличались удивительной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музицирования велика в таких крупнейших произведениях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. Так, А. К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами, Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония»,

А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музыкального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты - в песне» или «Размышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодатные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жизни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь детям понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли».

 

 

 

  1. Методические проблемы интегрированного изучения литературы и музыки

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функции системы, организма - в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Интеграция – это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассмотрению любых явлений с разных позиций, развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Важнейшими предпосылками возникновения интеграции литературы с другими видами искусств на уроках в школе явились провозглашаемые в современной педагогической науке идеи модернизации российского образования, ориентированного на личность, на формирование ее внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры. Следует обратить внимание на два острых противоречия в учебном процессе:

• между естественным, целостным восприятием ребенком окружающего мира и искусственным делением его на предметы в школьном образовании;

• между стремлением к развитию интеллектуальных способностей учащихся и невозможностью большинства детей, имеющих даже высокий уровень развития познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, учебной мотивации), использовать интеллектуальную способность человека–способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Это приводит к тому, что наши ученики не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем, на истории о войне 1812 г.), со сведениями о том же явлении, которые им сообщают на других уроках (допустим, на уроке литературы по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого). Из разрозненных сведений не формируется единой картины мира. Решение этих противоречий реализуется с помощью использования принципа интеграции, обеспечивающего самостоятельное освоение школьниками художественных ценностей, специальных художественно- творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, воспитание человека культуры. Усложнившаяся современная действительность требует от системы образования реализации возможности раскрывать для ученика целостную картину окружающего мира, интеграция музыки и литературы, без сомнения, помогает в достижении этой цели.

В связи с этим проблема интеграции музыки и литературы становится весьма актуальной. Сегодня интеграцию ставят в ряд основных вопросов образования. Вопрос о разработке целостной системы интегрированного обучения считается особенно острым. Следует иметь в виду, что для интеграции существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К позитивным факторам следует отнести, прежде всего, наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта учеников, которые в традиционном обучении используются недостаточно. К негативным факторам можно отнести ограниченное число учебных предметов. Это однако можно компенсировать тем, что содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей. Следующий негативный фактор для интеграции – трудность изложения интегративных курсов. Само создание таких учебных курсов потребует разносторонне подготовленного коллектива авторов, квалификации, с широкой эрудицией. «Через интеграцию дети овладевают определенной филологических понятий, помогающих осознать языковые образности и выразительности художественного текста». Основной идеей подобных занятий становится утверждение, что анализ – это путь к синтезу художественного или музыкального произведения, к восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Такие уроки способствуют осознанию ценности родного языка, воспитанию внимательного читателя, слушателя, способных к сопереживанию, возникновению у учащихся потребности к самосовершенствованию. Согласно требованиям ФГОС преподавание русского языка и литературы в первую очередь должно быть направлено на «формирование базовых умений», которые способны обеспечить возможность дальнейшего изучения предметов. Требуемые результаты заключаются, в частности, в формировании личностной позиции в восприятии мира, в систематизации знаний о языке и литературе, в расширении лингвистического и литературоведческого кругозора. Достижение этих результатов невозможно без технологий обучения, содержащих метапредметный подход, то есть без развития универсальных учебных действий, которые «должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения. В блоке универсальных действий познавательной направленности важное место отводится синтезу информации. Данный вид работы предполагает целостный взгляд на объект изучения. Сама способность к синтетическому целостному восприятию заключена в природе человеческого мышления и диктуется законами психологии.

Синтез разнохарактерных знаний, различных способов деятельности содержит большие возможности как для личностного роста ребенка, так для оптимизации учебного процесса в целом, потому что наглядно показывает единство в многообразии явлений реального мира.

В практике школьного обучения используется несколько форм синтеза информации:

• установление внутрипредметных связей;

• установление межпредметных связей;

• интегрированный подход.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков актуальна. Термин «интегрированный урок» находится у всех на слуху, однако это не означает, что все педагоги или студенты педагогический учебных заведений правильно интерпретируют данное понятие и внедряют в педагогическую деятельность.

Реализация интегрированного урока может вызвать трудность у студентов и учителей еще и потому, что многие программы не содержат в себе полное, подробное методическое пособие для учителя. ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной оставляющей самообразования. Без такой обширной теоретической базы у ученика трудно развить исследовательский потенциал к учебной деятельности.

Следует отметить, что интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков. Интеграция – «средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени». Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. В то время как интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения,  выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Перестройка процесса обучения под влиянием метода интеграции сказывается на результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность. Структура  интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, и, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно совместить интеграцию не только двух, но и трех, четырех, пяти предметов на одном или нескольких уроках. В этой связи интегрированным уроком называют «любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов». Интегрированные уроки имеют самые разные формы проведения: например, семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

 

 

1.3.  Пути и приемы интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах старшего звена

Методические приемы использования музыки на уроках литературы. «Почему музыка волнует и трогает? Почему именно с музыкой связывает современный школьник свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?» Педагоги задаются и другим вопросом: «Можно ли с помощью музыки повышать эффективность восприятия любых других наук?» Можно.

По мнению известных авторов Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько, для интегрированных уроков характерны следующие формы:

- пластообразная

         - спиралевидная

- взаимопроникающая

- контрастная,

- индивидуально-дифференцированная (творческая).

Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.

1. Суть пластообразной формы заключается в наслоении различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Примеры:  Тема урока: «Музыка осени». Образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения, такие как  «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, «Осень, осень» - русская народная песня, «Дождик накрапывает» Ан. Александрова и др. В  литературе тот же образ осени раскрывается через художественные средства   выразительности, с помощью демонстрации таких произведений, как «Осень» А. С. Пушкина,   «Осень» А. Толстого,  «Ласточки пропали» А. А. Фета, «Золотая осень» А. Барто и другие. 

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки». Углубляются знания детей о личности А.С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений. Литературное произведение:  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Музыкальное произведение: Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». 

2. Особенность спиралевидной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Например, в занятии «Музыка Украины», ребятам необходимо оценить красоту мелодий украинских песен, что можно сделать на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.

На уроке «Образы природы в музыке» можно сначала оценить красоту утреннего и вечернего пейзажа, а затем подняться до понимания красоты утра и вечера в литературных и музыкальных произведениях. Музыкальные  произведения:  И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Веет утро прохладой степною…», музыкальные произведения - Э.Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Утро из «Детской музыки» для фортепиано, П.И. Чайковский «Колыбельная».

3. Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и отрывков литературного произведения, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Урок-сказка, структура которого основана на законах художественной драматургии (завязка – кульминации – развязка).

Пример: Тема урока: «Опера-былина «Садко».  Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.

Рассмотренные формы организации содержания интегрированного блока поднимают урок на более высокий уровень, оказывают многостороннее влияние на личность школьника.

Интегрированный подход  на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность.  Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года.

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно». Поэтому так часто сегодня учителя - предметники используют музыку на своих уроках. Учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы литература и музыка, как значимые виды искусства, предстали перед учеником как «…особый внутренний свет, чистый и незамутненный, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности», чтобы подросток смог получить полноценное впечатление от восприятия музыкальных произведений. На уроках музыки предметом изучения является музыкальное произведение, но с помощью интеграции в урок художественных образов, классических произведений литературы у учителя появляется возможность прийти к истокам, где музыка и слово были неразрывно связаны между собой, и обогатить процесс обучения, сделав его более доступным и интересным.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ученик делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес. Литературные формы влияют на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания. Например, в принципе сквозного развития,  который Ю. Тюлин, советский музыковед, доктор искусствоведения, определяет, как форму развития музыки, «основанной на свободном музыкальном развертывании». Музыкальное развитие в  сквозной форме тесно связано с развитием содержания текста. Здесь более чем в других формах, используются картинно-живописные возможности музыки и ее способность усиливать эмоциональную составляющую текста.

Музыкальные, как и художественные произведения, отражают историю. К примеру, в содружестве известного поэта  В. И. Лебедева-Кумача и талантливого композитора А. Александрова родилось великое произведение «Священная война», именно оно во многом помогло одержать победу. Чудо или закономерность – но песня, созданная в тандеме двух простых людей, вызвала столь мощный отклик в сердцах огромного государства. И стала гимном победы. Невозможно сказать достоверно, что оказало большее влияние на людей: музыка или содержание текста. Они не могли существовать в отрыве друг от друга.

Музыка близка и стихотворной речи, изначально содержащей в себе ритм, такт и мелодию, в форме чего-то, «проникающего в самую глубь души». П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)». При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро - ритмическую организацию стиха, особенности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность (реприза – возобновление, повторение), варьирование.

Знакомя детей с музыкальными или художественными произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство  музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски.

Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой».  Композитор М. Мусоргский, к примеру, считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее».

Что касается литературы, то художественное слово более всего становится музыкальным в лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастерство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, путем соответствующей «речевой инструментовки», настроить читателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ничего о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звучания стихов) будет у него музыкальным»,- писал Б. Асафьев,  русский и советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Важно сообщить учащимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возросла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его произведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих - звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...».

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,- стремление вызвать у учащихся интерес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Гольденвейзер писал: «...нужно прежде всего захотеть слушать музыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно - научить себя этому...».

    Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся. Стихи, песни, романсы должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное и для учителя словесника и для учителя музыки.

    

 

 

Глава II. Практическая работа по интегрированному изучению музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена

2.1. Диагностика исходного уровня изучения музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена

В предыдущей главе были рассмотрены научно-теоретические основы интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах среднего звена, проблемы взаимодействия литературы и музыки, а также психолого-педагогические условия, пути и приемы интегрированного изучения  литературы и музыки в школе. Для проверки теоретических положений, представленных в предыдущей главе, мы организовали практическую работу.

Практическое исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики в марте – апреле 2023 года.

База исследования – МБОУ г. Иркутска СОШ № 80, 8 «Г» и 8 «Д» классы (общее количество 49 детей).

Учителя – Иванова Елена Юрьевна и Полякова Алина Павловна

Цель практического исследования – выявить исходный уровень познавательной активности ребят, разработать и реализовать цикл интегрированных уроков, сравнить результаты высоты уровня познавательной активности ребят, прослушавших цикл интегрированных уроков литературы и музыки, и ребят, прослушавших цикл обычных уроков литературы.

Приступая к практической работе, следует отметить, что познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о ее содержании и характере ее организации: заинтересован ли ученик литературой и музыкой, какова интенсивность его стремлений к знакомству с новыми художественными и музыкальными произведениями. О познавательной активности можно судить по 3 показателям:

- Осознание интереса к урокам музыки и литературы предполагает целенаправленное стремление к углублению знаний о музыке и литературе и самостоятельному изучению материала.

- Наличие ценностных ориентаций характеризуется осознанным выбором музыкальных или художественных предпочтений, получением эстетического удовольствия от общения с музыкой и литературой и адекватной оценкой музыкальных произведений.

- Отношение к музыкальной или литературной деятельности включает готовность к участию в деятельности по личной инициативе и стремление к самостоятельному решению творческих задач.

Для определения исходного уровня познавательной активности, уровня познавательной активности после проведения у учащихся цикла традиционных уроков без использования интеграции, уровня познавательной активности после проведения у учащихся цикла уроков с использованием приемов и методов интеграции литературы и музыки - мы использовали следующий диагностический материал:

  1. Анкета изучения познавательной активности учащихся Б.К. Пашнева – в сокращении (Приложение 1)
  2. Опросники по музыке и литературе (Приложение 2).

Приступим, непосредственно, к анализу полученных диагностических данных. Сперва, учащиеся получили бланки с тремя вопросами в опроснике (см. Приложение 1). Затем, мы предложили ребятам анкету, состоящую из 10 вопросов (см. Приложение 2).

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из 10 вопросов. Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом». За каждое совпадение ответа «с ключом» насчитывается 1 балл. Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

Интерпретация результатов:

Следующим нашим шагом было распределение уровня познавательной активности среди учащихся, которые участвовали в постановке интегрированных уроках литературы и музыки, и тех, которые получали уроки в традиционной форме (табл. 1)

Данные следующие:

8 Г класс –

8 Д класс –

 

 

 

 

2.2. Практическая работа по интегрированному изучению музыки и литературы в гуманитарных классах среднего звена

В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. Особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся недостатков.

В работе над песней очень важна организация первого прослушивания. Также работа над песней предполагает работу над выразительностью исполнения. Выразительное, культурное исполнение повышает эстетическую ценность занятий пением. Красивое, слаженное пение формирует эстетический вкус, способствует пониманию красоты музыкального произведения, рождает гамму чувств. Частые музыкально-фольклорные праздники дают детям, в них участвующим, прочувствовать свою значимость, полезность, уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства. Занятия музыкой положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, совершенствуют нравственные качества личности. Они способствуют интересному и увлекательному заполнению досуга, создают условия для развития художественных склонностей.

Успех музыкального воспитания в значительной мере зависит от квалификации педагогов.

Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Эстетическое воспитание охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Красота - источник нравственного богатства человека. Эстетика - наука всепроникающая. Она должна пронизывать все дисциплины, преподаваемые в школе. Человеческая красота, входя в духовную жизнь детей, заставляет их задумываться над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения между сверстниками одухотворяются нравственной красотой.

Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности. При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, опыт реализации которых дети приобретают в повседневной жизни. В.А. Сухомлинский в книге Духовный мир школьников, рассматривая эстетическое воспитание во взаимосвязи с другими сторонами воспитания, пишет: «Дети любят труд, в процессе которого создается что - либо красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка… надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в тоже время деятельностью эстетической… Труд, проникнутый эстетическим побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе.»

Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

 

 

 

Приложение

Урок «Сентиментализм в литературе и в музыке».

     «Сентиментализм (от французского sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру». Новаторство сентиментализма заключается в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям «простого» человека. Н.М. Карамзину принадлежит примечательное в этом отношении высказывание: «...И крестьянки любить умеют». Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе и не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина. «Пейзаж у сентименталистов – не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной». Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, а также предвосхищает появление романтизма. Сентиментализм появился в Европе во второй половине 18 века.

    Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики; они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. В восемнадцатом веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность.

Урок «Музыкальная эстетика романтизма».

     В музыкальной культуре романтизм просуществовал чуть больше века (с 1800 до 1910), тогда как в смежных сферах, живописи и литературе, его срок истек на полстолетия раньше. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств являлась одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма. Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: «прекрасное соединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала  романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира».

Интересы художников-романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве:

• Тема одиночества, недооценённый гений или одинокая личность в

обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи

(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).

• Тема «лирической исповеди». Во многих опусах композиторов-

романтиков присутствует налёт автобиографичности

(«Карнавал»

Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).

• Тема любви. В основном это тема неразделённой или трагической

любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана,

«Ромео и Джульетта» Чайковского).

• Тема пути, странствий. Душа романтика, раздираемая противоречиями,

всегда искала свой путь («Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы

странствий» Листа).

• Тема смерти. В основном это была духовная смерть (Шестая

симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).

• Тема природы. «Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и

сопереживающий друг, и карающий рок» («Гебриды» Мендельсона, «В

Средней Азии» Бородина). С этой темой также связан культ

родной земли (полонезы и баллады Шопена).

• Тема фантастики. Воображаемый мир для романтиков был намного

богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-

Корсакова).

     Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням, часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

     Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. «Происходит симфонизация оперы». Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (Мендельсон), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана). Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей. «Романтики любили программную музыку, соединявшую литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой». Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

    Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. «Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре. Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика». В целом, мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. Музыкальная культура романтизма переживала кризис. «Свободная» музыкальная форма начала распадаться, «гармония одерживала верх над мелодией, возвышенные чувства души романтика уступили место болезненному страху и низменным страстям». Завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке двадцатого века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих.

 

 

Заключение

Слово и музыка дополняют друг друга и обогащают нашу жизнь. И музыка, и слово воплощают в себе художественное отражение жизни. Высшими духовными задачами литературы и музыки как видов искусства являются  создание условий для укрепления взаимопонимания людей, чувства родства, единства, обретения истинного смысла жизни каждым человеком, соприкасающимся с ними. Обучение и развитие ребенка с самого рождения тесно связано с музыкой и литературой. В процессе обучения педагогам важно это использовать. Один из эффективнейших способов – разработка и проведение интегрированных уроков музыки и литературы, использование различных приемов интеграции. И это было рассмотрено в данной работе.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так, как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому.

В ходе работы над проектом нам удалось установить, что организационные условия музыкальных занятий для детей всех возрастов очень важны. Важно использовать инновационные приемы обучения, чтобы достичь лучшего эффекта в обучении. В том числе: интегрированные уроки музыки и литературы.

Таким образом, цель проекта – рассмотреть формы интеграции уроков музыки и литературы, которые, по моему предположению, должны способствовать повышению уровня заинтересованности детей в изучаемых предметах, вовлеченности их в процесс обучения, а в результате – скорейшему достижению цели в освоении и музыки, и литературы,  чтобы впоследствии применять эти формы на своих уроках достигнута.

Материалы исследования могут оказать помощь музыкальному педагогу при планировании и организации музыкальных занятий в детских садах, в центрах раннего развития детей.

В качестве перспективного направления дальнейшей работы может быть выпущен сборник.

Рассмотренная проблема интегрированного изучения литературы и музыки в гуманитарных классах общеобразовательной школы  среднего звена позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Настоящее исследование связано с решением одной из важнейших проблем на современном этапе образования - интеграцией предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Её реализация позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для учащихся, форсировать определенные задачи обучения, воспитания и развития.

Роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям поистине огромна и незаменима. Смежные с художественной литературой виды искусства являются частью духовной жизни человека. Мы воспитываем современных людей, развитых интеллектуально и духовно, способных творить на благо общества. Искусство помогает успешно ответить на вопросы, связанные с духовным общением и формированием потребностей старшеклассников.

Настоящее исследование явилось попыткой осветить проблему интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла и предпринять ее экспериментальное решение. Анализ психолого-педагогической, методической, литературоведческой и искусствоведческой литературы, обращение к истории исследования проблемы позволили определить содержание, пути и приемы интеграции литературы и музыки.

Выявлен и апробирован один и путей интегрированного обучения, основанный на скорректированной программе по литературе (автор В.Г. Маранцман), которая учитывает взаимодействие и взаимопроникновение двух видов искусства, определяет пути формирования читательских умений.

В основе интегрированного обучения лежит система педагогических принципов и методических приемов, разработанных с учетом возрастных характеристик учащихся, которая нацелена на увеличение объема знаний, на повышение качества их усвоения, на овладение дополнительными умениями, что способствует углубленному пониманию, восприятию и интерпретации литературного текста.

Теоретическая разработка вопроса о путях взаимодействия литературы и музыки дала возможность выявить наиболее приемлемые в учебном процессе, разные по своему характеру, принципам и содержанию виды связи литературы и музыки: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на ассоциативном уровне. При этом мы осознаем, что круг подобных связей может быть расширен и адаптирован к конкретным аудиториям, в соответствии с целями и задачами учебного процесса.

Опытно-экспериментальная работа показала, что системный подход обеспечил эмоционально-положительную направленность на самостоятельную и творческую деятельность, благотворно повлиял на развитие интереса к литературным и музыкальным произведениям, на формирование эстетического вкуса. Было установлено, что большинство старшеклассников стали испытывать потребность общения с искусством и выражать через это свое состояние, различать подлинное искусство от эрзаца на уровне эмоциональных суждений, оценки, чувств, проявлять избирательность впечатлений, а не всеядность, овладели умением переключать восприятие при общении с различными видами икусства.

Опытное обучение, которое строилось на основе литературных произведений разных жанров, показало степень усвоения литературного материала. Использование музыки как одного из средств обучения во многом способствовало совершенствованию устной и письменной речи.

Мы убедились, что эффективность интегрированных уроков зависит во многом от самого учителя, от уровня его дополнительной музыкальной подготовки. Музыкальность выступила в качестве подсистемы личности учителя и ученика как субъектов образовательного процесса.

Специфика интегрированного обучения создала благоприятные условия для проявления учительского творчества. Она обеспечила определенную свободу выбора тем, содержания, форм и методов обучения. Это еще раз доказывает, что интеграция в настоящее время является одной из ведущих технологий обновления методики обучения.

В ходе опытного обучения мы столкнулись со следующими трудностями: сложность восприятия и понимания музыки в силу возрастных характеристик, отсутствия слушательского опыта; недостаточный первоначальный уровень культурологических знаний, а также низкий уровень сформированности отдельных умений.

Использование музыки на уроках изучения истории литературы осталось за рамками нашего исследования.

Мы опирались в своей работе на специфику только двух видов искусства - литературы и музыки. Разработанная нами и апробированная экспериментальным путем система интегрированных уроков не является единственно возможной. Материалы исследования могут служить основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения литературе в общеобразовательной школе. Творчески работающий, ищущий учитель найдет и другие способы привлечения на урок литературы различных видов искусства. Наше исследование позволяет еще раз утвердиться в верности тезиса: одна из актуальных задач современной школы - воспитание всесторонне развитой личности, способной понимать и ценить искусство. Положительные результаты исследования позволяют говорить о перспективе дальнейшей работы.

 

 

Литература:

  1. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе /О.А. Апраксина. – Москва, 1999.- 67 с .
  2. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений /6 учеб. Пособие / Л.Г. Арчажникова – Москва,1991.-309с.
  3. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова - Москва, 2000. – 123 с.
  4. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. Детская психология – М.,1984.- 312 с.
  5. Самбурская  А.А.  Музыка  интеллекта  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:  http://alicepush.ucoz.ru/index/0-5
  6. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. – М.:
  7. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  8. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В. Медушевский, д общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма
  9. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже - М., 1971
  10.  Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978                         Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8