Статья в сборнике. IX Забайкальских педагогических чтений.Возможности образовательной среды в формировании культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация: В данной статье приведены примеры по работе и развитию у детей культуры речи.
Язык и культура - это основа человеческих отношений, создающая культурно - языковую среду, потеря языка для народа - это потеря традиций, обычаев, моральных ценностей. [1] Систематическая работа по грамотной, правильной речи сделает детскую речь культурной и эффективной.
Ключевые слова: Речевое поведение, русский язык, культура речи, фольклор.
Уже с раннего детства следует обогащать детский разум и душу родным словом, открывать перед ними возможности родной речи как средство общения и самовыражения. [2]
Эмоционально настроенный педагог, играя с малышом, подготавливает основу для его речевого развития. Во время таких игр важно сопровождать свои действия словами. Например, собираясь на прогулку надевая шапку малышу, важно сопровождать действия словами: «Шапка мягкая, тёплая, пушистая, зеленая». Обязательно нужно спросить, обращаясь к ребенку «Тёплая шапка? Пушистая? Зеленая?» нужно дождаться ответ малыша. При этом похвалить ребенка сказать: «Какой ты умница».
В детском саду мы начинаем знакомить малышей с устным народным творчеством, фольклором. Это песенки, потешки, прибаутки. Ещё не понимая смысла, малыш с радостью откликается на потешку «Ладушки, ладушки». Внимательно вслушивается в мелодичные звуки речи, улавливает ритм, играя в ладушки. Сколько эмоций вызывает потешка при умывании, одевании, плаче ребенка. Читаем малышам произведения классиков советской литературы – К. Чуковского, Е. Благининой, С. Маршака, А. Барто. С помощью чтения произведений современных писателей и поэтов у детей формируется высокий художественный вкус, обогащается их культурно - речевое развитие.
Дети младшего возраста имеют способности быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Уже с раннего детства следует обогащать детский разум и душу родным словом, открывать перед ними возможности родной речи как средство общения и самовыражения. [2]
Характерной особенностью детей данного возраста является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительным эмоциям и интонациям, в этом нам помогают произведения Агний Барто. Сколько радости получают дети в совместной деятельности, когда они помогают Тани спасти красивый мяч. Произведения Агнии Барто уберегают детскую душу от равнодушия и зла, когда они помогают спасти Зайку от дождя, сколько печали в детских глазах, когда мы рассказываем, им, о Мишке которому оторвали лапу. Сколько положительных эмоции дети получают, когда они причесывают гриву лошадке.
Читая детям стихотворение И. Токмакова. «Был ослик очень вежливый» дети начинают с радостью приветливо здороваться при в ходе в группу. Ведь быть похожим на ослика никому не хочется.
Читая детям русские народные сказки в поучении и назидание. Так не слушал колобок бабушку и деда убежал от них и лиса съела его. Дети хмурят брови и ругают лису грозя ей пальчиком. А сказка теремок сплачивает детей, делает их дружнее, вызывает желание приходить на помощь.
Слушая эмоциональную богатую, интонационно выразительную речь педагога, малыш проявляет интерес к звучащему слову, старается повторить его. На этом этапе важно поддержать стремление ребёнка, внимательно выслушивая его, важно не торопить, подбадривать, Задавая наводящие вопросы, хвалить и радоваться его успехам. [3]
Пойте малышам нежные спокойные колыбельные песенки. Читайте сказки, стихи, фольклор. И наши дети получат волшебный ключ к познанию культурной речи, к человеческим отношениям. [2]
Литература:
1. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
2. Хрестоматия любимое чтение в детском саду. 2003 -350с.
3. Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Москва 2010 -101 с.