«Что должен знать танцор о музыке». Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).
«Что должен знать танцор о музыке».
Знакомство детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты, необходимыми для занятий танцами (в помощь хореографу и концертмейстеру).
В основе танца лежит музыка. Нужно ловить ритмы и фразы, настроения и образы, пропускать музыку через себя. Учиться слушать музыку - долгий процесс, который может даваться с трудом.
Способность слышать и ощущать музыку - это способность узнавать музыкальные паттерны: слышать ритм, отличать мелодию, ощущать разницу в тональностях, в звучании и так далее. Способность к музыкальному восприятию может быть более или менее ярко выраженной в каждом отдельном человеке. Кто-то способен слушать и ощущать музыку, но не способен двигаться ритмично “в музыку” (хлопать в ладоши, притопывать, шагать в долю). Кто-то способен не только воспринимать музыку, но и ассоциировать ее с ритмичными движениями своего тела.
Танцор ассоциирует собственное движение с музыкой таким образом, что зрительно соединяет их в одно художественное выражение.
Что значит быть музыкальным танцором? Для этого недостаточно просто быть восприимчивым к музыке, хотя музыкальность и является необходимым изначальным условием. Танцоры должны обладать способностью соотносить свое движение с музыкой: стать музыкой, ставшей движением. Практически все мы обладаем изначальной способностью к восприятию музыки. То, к чему в нашем мозгу изначально заложены нейронные соединения, всегда можно развить, преумножить и обогатить новыми навыками. Обучение танцу - это прежде всего развитие способности соотносить определенные движения с данной музыкой в осмысленной форме, т.е. следуя конкретным музыкальным параметрам. Если постоянно тренировать мозг лучше распознавать и понимать эти параметры, то можно также развить в себе и способность более осмысленно и точно соотносить с музыкой движения своего тела.
Без музыки мы прекращаем быть танцорами. Музыка - это основа, структура всех наших движений. Ее ритм говорит нам, где мы должны находиться, ее настроение влияет на нашу динамику движений, ее изменения заставляют наш танец меняться, ее паузы дают нам основные моменты для акцентов, ее инструменты направляют движения нашего тела. Чувство ритма - одна из первых вещей, которые мы должны освоить, когда начинаем танцевать. Ритм - это базовый счет в музыке и первый шаг на пути к музыкальности. Ритм - это основа, и в него просто необходимо уметь попадать в танце независимо от уровня. Теперь о темпе. Основная задача - научиться соблюдать темп. Это означает, что счет должен быть равномерным.
Наши тела должны сделать видимыми звуки, которые мы слышим, ритм, мелодию, настроение музыки. Мы становимся визуальным инструментом исполнителя.
Танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо начинать с развития музыкальности, что в свою очередь способствует успешной работе.
Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения :
— характер музыки, темп, ритм, метр, музыкальный размер;
— динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато)
— строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение; — музыкальная и эмоциональная выразительность в танце.
Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.
Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.
Характер музыки
Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике. Определенное время, в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных выступлениях.
Темп
Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
Строение музыкальной речи
Дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало окончания части, периода, предложения, фразы и акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притоп, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.),
Метроритм
Дети учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а так же на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.
Второй и третий год обучения продолжают закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.
Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом.
Двухдольный метр – содержит две доли, то есть два удара пульса Сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше; РАЗ –ДВА, РАЗ-ДВА,РАЗ-ДВА и т. д. Послушайте пример с таким метром.
Трехдольный метр – содержит три удара пульса, один из них – первый- сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе; РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т. д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Ритм –чередование звуков и пауз разной длительности!
Пульс – биение равномерных ударов!
Метр – счет сильных и слабых ударов-долей!
Размер - числовое выражение метра!
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия ритм –очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Пример «В траве сидел кузнечик». Спеть без пауз и с паузами с хлопками.
Музыка существует только во времени, точно так же, как кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке не такое, как в жизни. Его не отмерить точными секундами. Время в музыке похоже на биение сердца человека, и единицу музыкального времени даже называются таким словом – пульс.
Что такое пульс?
Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми и медленными, главное – чтобы они были равномерными. В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант и танцор, для того, чтобы играть или танцевать ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но неоднородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах есть слоги ударные, а есть безударные. Пример слов.
Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удар пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так; один удар сильный, а за ним два слабых. Или бывает по-другому; Сильный удар, затем слабый, снова сильны, за ним вновь слабый.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется тактом. Таким образом получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и несколько слабых.
Такт разделяются тактовыми чертами.(Показать ноты)
Что такое музыкальный метр.
Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «Раз», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий(если есть). Такой счет долей в музыке называется метром.
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные; простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
Двухдольный метр – содержит две доли, то есть два удара пульса Сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше; РАЗ –ДВА, РАЗ-ДВА,РАЗ-ДВА и т. д. Послушайте пример с таким метром.
Трехдольный метр – содержит три удара пульса, один из них – первый- сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе; РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т. д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Ритм –чередование звуков и пауз разной длительности!
Пульс – биение равномерных ударов!
Метр – счет сильных и слабых ударов-долей!
Размер - числовое выражение метра!