СТРУКТУРА ИНТЕРЕСА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПЕНИЮ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Для успешного познания искусства ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ является решающим фактором. Процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда будет включать в себя задачи воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и ИНТЕРЕСА к данному виду искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_interesa.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОВЧИННИКОВА М.Г.
СТРУКТУРА ИНТЕРЕСА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПЕНИЮ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Для успешного познания искусства ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ является решающим фактором. Процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда будет включать в себя задачи воспитания и развития у учащихся положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и ИНТЕРЕСА к данному виду искусства.
СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
В психологии существует несколько определений понятия "интерес”.
Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Интерес-это сосредоточенность помыслов субъекта на определённом предмете.
Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Музыкальный интерес представляет трёхуровневую структуру ценностных. ориентаций; т.е. в нём выделяется ТРИ элемента:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ /реальный слуховой опыт общения с музыкальным искусством/, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ /данный опыт вовлечён в орбиту социальных значений и любой музыкальный знак воспринимается человеком как нечто близкое или далёкое, нужное или пустое/,ВОЛЕВОЙ /готовность чело» века к выбору, ориентации определённого рода/.
Когда мы говорим о первом, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ элементе, речь идёт о представленности музыкального искусства /каких-то его жанров и стиля/ сознанию, которая позволяет вступить с ним в диалог. Без такой представленности интерес к предмету не возникает. Вряд ли у человека, не включённого в европейскую культуру, никогда не слышавшего, например, оперы, возникает интерес к ней.
Слуховой опыт не является единственным фактором формирования музыкального интереса, ибо его динамика регулируется вторым элементом - СТЕПЕНЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЁННОСТИ субъекта в восприятие того или иного слоя музыкальной литературы. Его вовлечённость определяется близостью эстетической направленности произведения общим духовным установкам личности. Иначе говоря, познавательный слой интереса начинает жить, пульсировать лишь тогда, когда пропитан чувством личной сопричастности.Эмоциональная вовлечённость личности может быть разной по ”глубине залегания” в структуре личности. Самая поверхностная, неустойчивая связана с внешними ролевыми предписаниями, например, ”юношеской модой”.
Соотношение познавательного и эмоционального слоев интереса определяет характер третьего - ВОЛЕВОГО элемента, складывающегося в результате взаимодействия первых двух. Однако чётких границ не существует и между слоем эмоциональной вовлечённости и волевым слоем.
Поэтому, определяя структуру интереса, правильнее было бы говорить о наличии познавательного и эмоционально-волевого слоев, ибо разделить их невозможно.
Таким образом, основу отношения к пению составляет интерес. Всё остальное возникает как следствие. Наличие интереса выступает как условие успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков. Основная задача хормейстера - заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. Видный болгарский дирижёр Б.Бочев считал, что заинтересованность детей в певческой деятельности должна быть самым важным законом в детском хоре, потому что техника усваивается непринуждённо и легко тогда, когда дети САМИ захотят её на занятиях. Заинтересованность детей - основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьёзность. Заинтересованность можно трактовать как ПРИНЦИП ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ФОНА ОБУЧЕНИЯ.
МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ МОТИВАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ФОРМИРОВАНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Мотивирование - это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей коллектива /хорового/. Другими словами, мотивировать - значит создать влечение или потребности, побуждающие нас действовать с определённой целью. Потребность выступает как внутренний, а цель - как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае понимают активные движение силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей - значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Для этого человек должен:
- быть знаком с успехами /успех - это реализация цели/. Необходимо вместе с тем сформулировать цели, в достижении которых он лично заинтересован;
- иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в работе;
- ощущать свою значимость.
Рекомендации по формированию мотивации.
/Методы удовлетворения потребностей высших уровней/.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
1. Давать учащимся такую работу, которая позволяла бы им общаться во внеурочное время.
2. Создавать дух единой команды.
3. Создавать условия для творческой и физической активности членов коллектива вне его рамок.
ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ.
1. Предлагать учащимся более содержательную работу.
2. Обеспечить им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3. Высоко поощряйте и оценивайте достигнутые детьми результаты.
4. Привлекайте их к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте учащимся дополнительные права и полномочия.
ПОТРЕБНОСТИ Я САМОВЫРАЖЕНИИ.
1. Давайте учащимся сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
2. Поощряйте и развивайте у учащихся творческие способности.
ПРАВИЛА МОТИВИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Учащиеся должны испытывать чувство личной причастности к результатам деятельности, удовлетворение и радость от деятельности.
3. Каждый должен иметь возможность показать, на что он способен, утвердить свою значимость.
4. Деятельность должна обеспечивать возможность выразить себя в работе, узнать себя в каких-либо результатах.
5. Ставить перед учащимися цели, достижение которых соответствует уровню их ЗУН.
6. Каждый хорошо работающий учащийся должен рассчитывать на признание и поощрение. Успех без признания приводит к разочарованию.
7. Больше ориентироваться на самоконтроль учащихся.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА .
Задача развития мотивационной сферы и познавательных интересов учащихся в области пения тесно переплетается с одной из важнейших целей формирования личности человека воспитанием музыкальных П0ТРЕБНОСТЕЙ, которые лежат в основе самообразования и самовоспитания в дальнейшем.
Так, в процессе обучения пению происходит постепенное накопление опыта эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, друг к другу, к преподавателю, слушателям, самому предмету. Его положительная направленность является условием успешного усвоения знаний и навыков.
Для постижения внутренней формы художественного текста ученик, вступивший в диалог с произведением искусства, должен стать со-творцом, порождая ответные образы. Способность к ассоциированию выступает здесь на первое место. Способность к ассоциациям связана с богатством рождающихся образов, с их оригинальностью и неожиданностью.
Музыкальное произведение |
Автор |
Время |
Эпоха |
Культура |
Мир реальный, действительный |
Художественный мир |
Идеальный мир |
Красота |
Я |
Сверстники |
Современники |
Общество |
Человечество |
Я
Предмет "Хоровой класс" полилогичен в своей основе. При постижении искусства человек вступает в диалогичное общение, причём количество диалогов огромно. Среди них следует выделить диалоги:
Простраивание линейных диалогов постепенно приводит к осознанию увеличения числа «партнёров" общения. В диалог вступают культуры разных эпох, прошлое и настоящее, мир реальный и мир идеальный и т.д. От линейного общения осуществляется переход к общению "по кругу”. Полилог даёт возможность учащимся расширить собственные Границы - от своего "Я" до осознания себя частью человечества - и увидеть мир во всех его проявлениях - мир реальный, иллюзорный, идеальный, мир-человек, мир-земля, мир-космос, мир существующий во времени и мир, пребывающий в вечности. В процессе выстраивания диалогов и полилога происходит самоопределение личности, самоидентификация, самосоциализация, становятся зримыми пути саморазвития, и самореализации. Постепенно формируется оценочная деятельность, выстраивается личная шкала ценностей.