Близорукий и дальнозоркий взгляд на справедливость

Помните ли вы библейскую притчу о человеке, нанимавшем работников в свой виноградник? Первых он привел к себе рано утром и обещал им заплатить по динарию за день работы. Следующих привел после обеда и, наконец, последних — только в вечеру. Когда все работы были закончены, хозяин виноградника заплатил по динарию сначала последним, затем выдал ровно столько же денег и второй группе. Увидев такую щедрость, люди, проработавшие целый день, надеялись на существенную прибавку. Однако получили тот же динарий…

Теперь позвольте, читатель, спросить вас: что вы обо всем этом думаете?

Почти все, кому мне довелось задать этот вопрос, не могли согласиться с хозяином виноградника и даже были возмущены его «несправедливостью». Однако в Евангелии от Матфея говорится, что именно так устроено Царство Небесное, хозяином которого является Бог. В притче хозяин виноградника объяснил своим ропщущим работникам, что дал им именно то, что обещал и на что они согласились, и потому у них нет никаких оснований считать себя обиженными. А уж то, что он кому-то заплатил больше, их вовсе не должно касаться, поскольку он волен изливать свою милость по собственному усмотрению.

Люди любят говорить о справедливости, наделяя ее наивысшей ценностью, но не особенно вникают в сущность этого понятия. Большинство под справедливостью подразумевает получение социально равноценной награды при равных трудовых или энергетических затратах. Однако весь земной опыт человечества говорит о наивности, упрощенности такого понимания. Увы, как бы нам этого ни хотелось, но отнюдь не в каждом случае четко прослеживается связь между затраченными усилиями и полученным вознаграждением. Иногда в нашей жизни происходят радостные события, казалось бы, безо всякой нашей заслуги. Например, мы получаем неожиданное наследство или сотрудник, который препятствовал нашему продвижению по карьерной лестнице, уходит в другую фирму. Но чаще бывает наоборот: мы много и упорно работаем, но нас не ценят и не повышают в должности; мы отдаем все силы своей семье, близким людям, но они не замечают этого и остаются возмутительно неблагодарными… Нередко несправедливость затрагивает целые социальные слои. В сегодняшней России люди старшего поколения сталкиваются с откровенной дискриминацией при приеме на работу; жители отдаленных регионов и небольших населенных пунктов имеют значительно меньше возможностей для социального продвижения. Когда нам везет, мысли о справедливости нас посещают крайне редко, а вот в неблагоприятных обстоятельствах эти вопросы так и лезут в голову и часто становятся болезненными, даже превращаются в навязчивые идеи.

Как же нам относиться к обидной для нас несправедливости? С одной стороны, справедливость, то есть воздаяние по заслугам, является признанной ценностью, и мы не вправе ее игнорировать. Люди, стремящиеся к справедливости, вызывают уважение; справедливость — один из признаков порядочности. А с другой — обостренное чувство справедливости слишком часто вызывает горечь, разочарование, бессилие и подталкивает нас к зависти. Отсутствие явной связи между поступком и его результатом создает сложности и в воспитании детей: как убедить ребенка хорошо учиться, если он видит, что отличная учеба отнюдь не гарантирует будущее процветание? Как привить ему любовь к труду в условиях, когда умение прокручивать сделки приносит гораздо большую выгоду, чем ежедневный кропотливый труд?

Понимание справедливости как изначально равных возможностей тоже оказывается совершенно далеким от реальности. Один рождается в благополучной и любящей семье, другой с самого начала жизни попадает в неблагоприятную обстановку. Легко предположить, что их жизненные пути пойдут по разным колеям. И не только из-за разницы во внешних условиях, самое главное — личностные особенности, внутренние свойства, само чувство «я» сформируются у них по-разному. Личность многих людей так деформируется с самого начала, что потом чуть ли не вся жизнь уходит на то, чтобы привести ее в порядок. И хорошо еще, если это удастся. Внешние данные, способности, физическая сила и энергия разных людей также существенно различаются.

Некоторые говорят, что такое разнообразие делает наш мир интересным, что иначе было бы скучно. Но это утверждают обычно только те, кого природа щедро одарила. Мы же говорим не о многообразии, а о неравноценных возможностях людей. А можно ли утверждать, что переживание обделенности или неполноценности лучше, чем скука? Скуке противостоит только разнообразие возможностей, а не их разный уровень. Что должен был ответить себе Сальери на вопрос, почему он менее способен, чем Моцарт? Разве наличие таланта у одного и недостаток его у другого — справедливость? Почему один не может выкарабкаться из нищеты, а другой, не работая, живет в достатке? Такие вопросы каждый день возникают у миллионов людей. Но их не принято задавать вслух. Ни общество, ни культура не дают ответов на подобные вопросы. И действительно, в рамках земной жизни их просто нет, по-видимому, их надо искать за ее пределами.

Итак, требование справедливости неприменимо ни к первоначальным условиям вхождения в жизнь, ни к наградам и наказаниям за конкретные поступки. Христиане говорят, что такова воля Божья, и мы обязаны ей подчиниться и смириться. Индуисты и буддисты утверждают, что наша прошлая карма определила те условия, при которых нам было суждено воплотиться и суждено пройти свой путь в настоящей жизни. Атеисты простой случайностью считают сам приход в земной мир, о конкретных обстоятельствах жизни и говорить нечего: этот вопрос выше нашего земного понимания, здесь тайна. Судя по библейской притче, наши представления о справедливости отнюдь не совпадают с волей Провидения. И по утверждению Матфея, наше земное понимание справедливости не подходит и для Царства Небесного.

Тем не менее вовсе отбросить как ложную идею справедливости, воздаяния по заслугам было бы еще большей ошибкой. Отсутствие каких бы то ни было закономерностей в мире превратило бы его в хаос, во зло. А мы видим, что это не так, и, хотя зло в нашей жизни есть, им только она все же не ограничивается. В целом жизнь стоит того, чтобы прожить ее как можно достойнее. Все эти противоречия свидетельствуют только об одном: наше человеческое понимание справедливости крайне ограничено и даже искажено потому, что нам многого не дано знать. Мы видим только небольшую часть Целого, только отрывок Вечности, мы не знаем, откуда мы пришли, частью чего являемся, почему нам суждено прожить именно такую жизнь. Вероятно, жизнь человека не начинается с его рождения, и, скорее всего, наше прошлое, о котором мы ничего не знаем, повлияло на обстоятельства нашего сегодняшнего существования. Идея кармы родилась именно из идеи справедливости, поскольку иначе свести концы с концами в рамках одной только жизни невозможно.

Однако и в земной жизни мы можем проследить некоторые интересующие нас закономерности. Если мы будем рассматривать не отдельные случаи, а тенденции, то сможем заметить, что жизнь долго не награждает, как будто испытывает, того, кто однажды прошел мимо благоприятного шанса, не сделал того, что должен был сделать в свое время. Может быть, это не очень понятно в юности, но во второй половине жизни, когда накапливаются факты и появляется опыт, это становится заметно. Тому, кто вовремя не получил образования, в дальнейшем это сделать гораздо сложнее. Если пропустить наиболее благоприятный возраст для вступления в брак и рождения детей, то потом это может оказаться не просто трудным, но даже невозможным, особенно для женщин. Человек, долго пренебрегавший здоровым образом жизни, раньше стареет и много болеет. Мы с трудом наверстываем то, что упустили в свое время. Но все же если мы терпеливо и упорно исправляем свои промахи и недостатки, то большая часть наших усилий в конце концов вознаграждается.

Если наш мир часть других миров, то вероятно, что этот закон распространяется не на одну только нашу последнюю жизнь. Можно предположить, что люди, кажущиеся сегодня несправедливо обделенными, совершили непростительные ошибки до вступления в свою нынешнюю жизнь. Теперь им приходится прикладывать значительно больше усилий к тому, что многим другим дается легко. Это предположение невозможно доказать на все 100%, но в любом случае лучше делать все от нас зависящее, жить почти на пределе своих возможностей, чем растрачивать энергию на горькие и бесполезные переживания по поводу несправедливости и несовершенства мира.

Требование абсолютной справедливости основано на сравнении себя с другими. Но нельзя забывать, что у каждого из нас свой уникальный путь, свое предназначение, миссия, как теперь принято говорить. Поэтому сравнение зачастую оказывается неправомерным: у нас разные задачи и нам даются разные испытания. Однако вовсе перестать сравнивать себя с другими мы не можем, и те, кто это предлагают, все же немного лукавят. Наша социальная жизнь наполнена конкуренцией, официальными и неофициальными конкурсами, и в этих условиях наши шансы на успех зависят не только от наших собственных усилий, но и от возможностей других по сравнению с нашими. Красивой считается та девушка, которая превосходит по внешним данным большинство своих сверстниц. Но если ее окружить другими красавицами, то среди них она будет казаться самой обычной. Если общий интеллектуальный уровень человечества повысится, то сегодняшние гении станут средними людьми. Поэтому отрицать сравнение в принципе мы не можем — наша самооценка и ощущение себя в мире людей в значительной мере основаны на сравнениях.

Однако конкуренция возникает не каждый день, и сравнение должно иметь пределы. Чем реже мы к нему будем прибегать, тем лучше будет для нас. Если поставить перед собой конкретные и важные хотя бы для себя цели, большая часть нашей энергии устремится на них. И тогда постоянное беспорядочное сравнение и рождающиеся из него отрицательные эмоции утратят свою актуальность — для них у нас уже не останется ни времени, ни сил. Но конечно, сознательно поставить подходящие цели и каждый день трудиться, чтобы их осуществить, гораздо сложнее, чем неосознанно сравнивать себя со всеми подряд.

Вы готовы пойти по этому трудному пути? Или сочтете, что проще переживать и обижаться? Выбор за вами.

Кроме того, необходимо посмотреть, с кем именно мы себя сравниваем. Некоторые люди заведомо не подходят для сравнения. Многие советские женщины завидовали Раисе Горбачевой, ведь в ее жизни была и любовь, и хорошая семья, и уникальное социальное положение — первой леди страны. Если всерьез сравнивать себя с ней и вопрошать: «Почему это дано ей, а не мне?» — то чувства ущемленности не избежать. Единственное, что поможет, — принять свою собственную жизнь. Лучше всего сравнивать себя сегодняшнего с собой в прошлом. И если с годами мы приобретаем мудрость и позитивный жизненный опыт, то чувство заслуженного удовлетворения станет нашим постоянным спутником. Сравнивать себя с другими — это чревато переживанием несправедливости и даже зависти, а удовлетворенность от сравнения с собой в прошлом зависит только от нас.

На нашу жизнь можно смотреть не только с позиции воздаяния за уже совершенные поступки, но и с точки зрения будущего. Иногда сложные обстоятельства помогают нам закалить свою волю, стать сильнее, подняться на новую духовную вершину. Если относиться к ним именно так, то можно благодарить Провидение за то, что оно считает нас способными преодолевать препятствия, дает нам возможность развиваться и совершенствоваться. Никому не выпадает больше испытаний, чем он может преодолеть, нужно только мобилизовать все свои силы и в решающий момент совершить прыжок в своем личностном и духовном развитии. А это трудно. Потому многие и предпочитают бездействовать, обижаться и роптать на свою судьбу. С другой стороны, Провидение иногда может поддержать более слабого, подарить ему то, что нам кажется несправедливым, но без чего его развитие было бы затруднено. Похоже, библейская притча о хозяине виноградника рассказывает как раз о таком случае — хозяин дал аванс, помог тем, кто был не в силах выработать полную дневную норму. Но это не значит, что так будет всегда. Если они не воспользуются помощью и начнут паразитировать на его доброте, то очень возможно, что в следующий раз они вместо пряника получат кнут.

Не требуйте от судьбы поблажек и всего самого лучшего, что только существует на свете, а примите, внутренне согласитесь со всем тем, что у вас есть. Даже если вы недовольны своей внешностью, отсутствием ярких дарований и отношениями в семье. Что ж, такова ваша точка отсчета. С этим вы пришли в жизнь и не тратьте напрасно свою энергию на отрицание этого. Ваше отношение к фактам вашей жизни не менее важно, чем сами эти факты. А зачастую даже более важно. И вам легче будет исправить вашу ситуацию и большего добиться, если вместо того, чтобы переживать из-за отсутствия больших возможностей, вы будете искать и использовать все маленькие шансы, а не проходить мимо них в ожидании необыкновенной удачи. Если вам становится жалко себя, когда вы невольно сравниваете себя с другими, значит, вы пока еще не полностью приняли свою судьбу.

Вслушиваться в мелодию своей уникальной судьбы, всматриваться в особенности своего жизненного пути, преодолевать препятствия, поднимаясь по нему вверх, это для всех нас гораздо полезнее, чем искать справедливость в каждом отдельном случае. И если мы внутренне растем, совершенствуемся и добиваемся хотя бы небольших успехов, мы обязательно будем испытывать удовлетворение от жизни, а на больших временных интервалах будем видеть, что она справедлива.


Автор: Людмила Волынская, кандидат социологических наук


 

 

Комментарии

Каргаполова Татьяна Михайловна

Спасибо, интересно, познавательно.

Липагина Наталья Викторовна

Очень интересно! Можно добавить редактированные стихи Омара Хайяма в следующем сочинении:

Иванов Паша
Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо! Прекрасные стихи!!!

Татьяна Михайловна Захарченко

Было полезно перечитать) Спасибо)

Чернышев Александр Юрьевич

Мораль басни: хозяин всегда прав. Усмири гордыню, раб. Старая песня. Странно только видеть остепененного ученого в роли проповедника.

Татьяна Михайловна Захарченко

Откуда нам знать, какова была цель учёного...Сейчас многие стремятся усмирить...и учёные, и проповедники...(((

Савенкова Ирина Геннадьевна

Спасибо очень интересная и важная статья для современного учителя.Я для себя особенно отметила слова: "Вслушиваться в мелодию своей уникальной судьбы, всматриваться в особенности своего жизненного пути, преодолевать препятствия, поднимаясь по нему вверх, это для всех нас гораздо полезнее, чем искать справедливость в каждом отдельном случае. И если мы внутренне растем, совершенствуемся и добиваемся хотя бы небольших успехов, мы обязательно будем испытывать удовлетворение от жизни, а на больших временных интервалах будем видеть, что она справедлива."

 

Мандрикова Людмила Андреевна

и мне близки эти строки...

Потехина  Наталья Сергеевна

Статья полезная, помогает о многом задуматься, понять о себе.Спасибо автору!

Спасибо, познавательно!

Монахова Марина Вячеславовна

Спасибо, в этом что-то есть! Читала книгу, где схожая ситуация была. Смысл такой, что любой грех может быть прощен, кроме самоубийства, что человек попадает в рай не тот, который не ошибся ни разу, а тот, который их признал и исправил.