Главные вкладки
Технология познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Технология познавательно- исследовательской
деятельности дошкольников
по Веракса Н.Е. и Галимову О.Р.
Воспитатель Абрамова Н.В.
«Экспериментирование, так же как и игра является наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте. Задача воспитателя - помочь обобщить представления, полученные опытным путем, сформулировать их». Н.Н. Поддьяков.
Психологами установлено, что любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, то есть, потребность в умственных впечатлениях характерна для каждого здорового дошкольника. Но при этом очень важно помнить, что для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность, необходимо создание определенных условий, которые развивают продуктивные формы мышления Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, образованной в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.
Да! В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими сенсорные признаки свойства явления или объекта природы.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач, применение экспериментирования в работе с детьми, использование проектирования.
В основной образовательной «Программе от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой исследовательская деятельность отражена в образовательной области «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).
Задачи познавательного развития:
-развитие детских интересов, любознательности;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.
Разработано методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» под ред. Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).
Цель исследовательской деятельности в детском саду - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:
1. фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
2. эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
3. теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Необходимо соблюдать правила выбора темы:
– быть интересной ребенку;
– быть доступной для изучения;
– должна принести реальную пользу участникам исследования;
– быть оригинальной;
– в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
– чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание исследовательской деятельности:
- опыты (экспериментирование);
- состояние и превращение вещества;
- движение воздуха, воды;
- свойства почвы и минералов;
- условия жизни растений.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?» и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Этапы технологии.
1. Анализ, синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга.
2. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ.
Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
3. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики.
Примерный план построения занятий по познавательно - исследовательской деятельности:
1. Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучаемой теме.
2. Определение типа, вида и тематики занятия.
3. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми.
4. Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов.
6. Выбор и подготовка оборудования и пособий с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах
(дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам познавательно - исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Структура детского исследования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выработка гипотез и предложений;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных;
- Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
- Защита.
Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Можно вспомнить Незнайку из Цветочного города, эколят и других интересных героев.
Исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Этапы исследовательской деятельности:
– младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
– средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
– старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Примерные темы для экспериментирования (младший возраст)
«Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Три состояния воды», «Ветер», «Песок и Глина».
Примерные темы для экспериментирования (старший возраст)
«Вода – растворитель. Очищение воды», «Сила тяготения. Упрямые предметы», «Почему предметы движутся?», «Хитрости инерции», «Солнце дарит нам тепло и свет», «Почему дует ветер», «Почему не тонут корабли» и т.д.
Задачи познавательного развития:
Развитие детских интересов, любознательности.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Начиная с младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы: рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность и пр.
В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).
Не стоит забывать о том, что строить любую исследовательскую деятельность необходимо в соответствии с календарно-тематическим планированием каждого учреждения. И, не забываем о безопасности!!!
Правила безопасности жизнедеятельности детей:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки и любые предметы в рот.
Рекомендации по организации исследовательской деятельности:
- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений у детей :
- задавать вопросы;
-выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- структурировать полученный в ходе исследований материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.