Темпо-ритмическая организация речи

Баклыкова Ольга Львовна
Темпо-ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой» (Памятка для родителей) Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования. Коррекции нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес. Темп речи принято определять, как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация речи это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Устная речь в дошкольном возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно B период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями И восклицаниями внутри слова и фразы. Поэтому, проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурообразование, артикуляторно -Дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик, что влияет непосредственно на дальнейшее обучение грамоте. Нарушение темпо-ритмической организации речи это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. При нарушениях темпо-ритмической стороны речи у детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму. Представляю вашему вниманию ряд игровых упражнений, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи.