Главные вкладки
Темпо-ритмическая организация речи
Опубликовано 28.02.2025 - 10:18 - Баклыкова Ольга Львовна

Темпо-ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой»
(Памятка для родителей)
Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.
Коррекции нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес.
Темп речи принято определять, как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.
Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация речи это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Устная речь в дошкольном возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно B период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями И восклицаниями внутри слова и фразы. Поэтому, проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурообразование, артикуляторно -Дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик, что влияет непосредственно на дальнейшее обучение грамоте.
Нарушение темпо-ритмической организации речи это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. При нарушениях темпо-ритмической стороны речи у детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий.
Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.
Представляю вашему вниманию ряд игровых упражнений, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи.

