Детское экспериментирование – основа исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Денисова Елена Викторовна

Организационный момент:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы поговорим об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры.

Крикнете громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да (да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне? (Нет)

Хорошо. Спасибо. Прошу вас пройти за столы и поучаствовать в моём мастер- классе.

 

1 слайд:

 Тема моего мастер- класса «Детское экспериментирование – основа исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

2 слайд:

Цель которого: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Передача педагогического опыта путём прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

2.Представление участникам мастер- класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

3.Формирование у участников мастер- класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно- экспериментальной деятельности.

 

3 слайд:

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Как сказал Н.Н. Поддьяков «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

4 слайд:

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? Дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Идёт обогащение памяти у ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. накапливаются умственные умения. Развиваются творческие способности и формируются трудовые навыки.

 

 

 

 

5 слайд:

 Практическая часть.

Свой мастер- класс я решила продемонстрировать в виде сказки. Потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказке.

 Сказка называется…, а как она называется вы мне подскажите, отгадав загадку:

Вы, знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола,

А звали красавицу… (Золушка.)

Правильно, эта сказка Ш.Перро «Золушка».

- В очередной раз злая мачеха и её дочери отправлялись на королевский бал, оставляли Золушку дома. Но чтобы она не сидела без работы, приготовили для неё задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы и сделать лавовую лампу. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?

- Поможем Золушке?

1.Задание: «Оживи цветы»

Материал и оборудование для опытов: поднос, сосуд с водой, шаблоны цветов, палочки, ёмкость для выполнения опыта.

   У вас на столах лежат шаблоны цветов лотосов и лютиков. При   помощи палочек закрутите лепестки к центру.

А теперь аккуратно поместите цветы на поверхность воды налитую в ёмкость на ваших столах завёрнутыми лепестками вверх.

Что вы видете? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Как вы думаете почему?

Вывод: бумага намокла, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.

2.Задание: «Лавовая лампа»

Материал и оборудование: 1 большой стакан, маленький стакан, бутылка с водой, бутылка с растительным маслом, сода, лимонная кислота, пищевые жидкие красители, соль. палочка для смешивания раствора, фонарик.

 

- Вы знаете, что такое лавовая лампа? Хотите узнать, и помочь золушке её сделать? Тогда приступим к работе.

    - лампу мы с вами сделаем в большом стакане.

    Наливаем растительное масло почти половину стакана.

    Дальше     наливаем воды в маленький     

    стаканчик, он должен быть почти полным.

    Добавляем несколько капель пищевого красителя и

    чайную    ложку   соли. Всё перемешиваем.

    Перемешиваем аккуратно, чтобы жидкость не расплескалась.

- Что у вас получилось? А у вас? Вода окрасилась. Соль и краситель растворились. Раствор из маленького стаканчика переливаем аккуратно в большой стакан с маслом. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода с маслом? Она остаётся на поверхности масла. Как вы думаете почему? Разная плотность.

- А хотите попробовать оживить нашу лампу?

Аккуратно добавляем чайную ложку соды и чайную ложку лимонной кислоты. Что же мы видим? Сода и кислота растворилась. Они образуют пузырьки воздуха, которые начинают подниматься вверх, захватывая с собой капельки масла и красителя. Поэтому мы видим такой красивый эффект. За этим процессом можно наблюдать очень и очень долго. Посмотрите какие красивые капельки. Правда завораживающее зрелище. Можно добавить краситель другого цвета. А если ещё подсветить, то получится необыкновенная красота.

А теперь сделаем вывод: В ходе опыта мы увидели, что некоторые материалы смешиваются хорошо (вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). Вода у нас осталась на поверхности масла. Частички воды и масла отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются называются – эмульсия.

Рефлексия:

- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились мы с заданием злой мачехи? Какое задание вам показалось более интересным?

Вывод: Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Спасибо за активное участие!


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_eksperimentirovanie.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга» Мастер – класс для педагогов «Детское экспериментирование – основа исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Воспитатель высшей квалификационной категории: Денисова Е.В. Апрель 2023 г.

Слайд 2

Цель : Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково- исследовательскую деятельность; 2. Представление участникам мастер – класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста; 3. Формирование у участников мастер - класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно - экспериментальной деятельности.

Слайд 3

«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой исследовательской деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» Н. Н. Поддьяков

Слайд 5

Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала. Скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу… Загадка ПРИГЛАШАЮ В СКАЗКУ

Слайд 6

Задание «Оживи цветы» Материал и оборудование: поднос, с осуд с водой, ш аблоны цветов, палочки, ёмкость для выполнения опыта

Слайд 7

2. Задание «Лавовая лампа» Материал и оборудование: 1 большой стакан, маленький стаканчик, бутылка с водой, бутылка с растительным маслом, сода, лимонная кислота, соль, пищевые красители, палочка для смешивания раствора, фонарик.

Слайд 8

Рефлексия: А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились ли с заданием злой мачехи? Какое задание (опыт) вам показался более интересным? Вывод : Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.