Эссе. "Познание начинается с удивления".

Бардина Вероника Анатольевна

vДайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце…

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку, раскрыться.

 

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

 

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

 

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

 

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

З. Баева

 

Воспитатель… Профессия? Призвание? Или образ жизни? «Непыльная работа» или сложный каждодневный труд, требующий больших эмоциональных затрат? Справится каждый? Или под силу только избранным? Жизненно необходимая или общество может обойтись и без нас? И, наконец, стоит ли посвящать себя этой работе до преклонного возраста, «до седых волос»?

Позволю себе порассуждать и попытаться найти ответы на эти вопросы, опираясь на свой собственный педагогический опыт, который ни много ни мало составляет на сегодня более 15 лет… Порассуждать свободно, неформально. Местами, возможно, не без юмора и определённой доли критики и самокритики. Одним словом, что называется, «сквозь призму прожитых лет».

Так уж сложилось, что, получив два диплома по специальности Учитель начальных классов, я всё же задержалась надолго в стенах детского сада. Практически весь мой опыт работы был связан с подготовкой старших дошколят к последующему школьному обучению.

И самая простая истина, усвоенная мной за эти годы, с которой я как раз хочу начать свои рассуждения, заключается в том, что наша работа – пожалуй, одна из самых нужных и востребованных в обществе и государстве. На любом этапе его развития, в любых форс-мажорных ситуациях, будь то даже война, пандемия или любой другой апокалипсис, - мы никогда не останемся без работы! Эту мысль я бы первым делом советовала доносить всем студентам и абитуриентам педагогических колледжей и ВУЗов. Уважаемые будущие коллеги, будьте уверены, что наша работа будет актуальна во все времена! Даже, не побоюсь таких смелых заявлений, и в век самых высоких цифровых технологий! (Хорошо бы сохранить это эссе для потомков, чтобы проверить мои предположения через пару-тройку столетий, не правда ли?)

Посудите сами. Школьное обучение в дистанционном формате – уже почти привычная для нас система. Многие специальности всё больше заменяются автоматизированными и роботизированными устройствами, приборами, программами. Нейросети, умные станции, автопилоты… Даже консультации врачей возможны онлайн, где нет гарантии живого общения с человеком, а не с его виртуальным ассистентом. А вот присмотр и уход за детьми, согласитесь, очень сложно, а скорее просто невозможно представить без общения и участия настоящего живого взрослого.  И эти присмотр и уход будут нужны всегда, пока будут существовать маленькие человечки. Поскольку их родителям всегда будет требоваться определенное время для своих «взрослых» работ и других важных занятий. Взрослые всегда будут заняты. А малыши никогда не научатся организовывать себя сами, какие бы чудеса эволюции нас не ждали.

А вот работать с детьми, по моему мнению, нужно до определённого возраста. Пока хватает задора, сил и эмоций. Пока ты можешь в них видеть малышей, понимать их детские эмоции и горести, где-то вместе попрыгать и побегать… Ведь детям главным образом нужна от взрослых ВОВЛЕЧЕННОСТЬ в процесс. Искренняя и безответная. Им нужен диалог с нами на уровне "глаза в глаза", когда взрослый садится рядом и смотрит не с позиции "сверху вниз", а на равных, и тогда они готовы открыть этому взрослому всю душу. Разумеется, на всё это от нас требуется много внутреннего ресурса. Но грамотно выстроенная коммуникация помогает даже самых сложных в поведении дошколят успешно социализировать и дать им возможность уверенно войти в сложный мир будущих школьных взаимоотношений. И в этой ситуации педагог должен договориться в первую очередь с самим собой. Если внутреннего ресурса вполне достаточно, то работать с детьми можно как угодно долго. Если же мы начинаем ощущать, что запас прочности истощается, стоит задуматься о том, чтобы уступить дорогу молодым.

Особое внимание в своей работе я уделяю коммуникативному направлению и развитию коммуникативных способностей у своих воспитанников. Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте научились правильно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Технология «посткроссинг», которую я в своё время выбрала в качестве темы самообразования, по моему мнению, очень способствует развитию коммуникативной сферы развития детей.

В основе проекта – обмен письмами и открытками между участниками из разных уголков нашей необъятной страны. В ту пору, когда не было ни интернета, ни сотовых телефонов, люди писали друг другу тёплые, сердечные письма, обменивались открытками, посылками, телеграммами и т. д. Всё это ушло в небытие, как только появился интернет и сотовая связь. Люди перестали общаться посредством написания писем, а жаль! Ведь в письме мы можем передать свои мысли и чувства, рассказать о произошедших событиях, о своих занятиях, о своём родном городе и его достопримечательностях. Всё это несомненно способствует развитию общего кругозора и речи. А в том случае, когда завязывается настоящая переписка, то и выстраиванию диалогов. Посткроссинг помогает найти друзей в отдалённых уголках нашей необъятной страны, узнать в подробностях историю разных городов и исторически значимых мест, приобщиться к общению со сверстниками.

Познание начинается с удивления. А всё гениальное удивительно просто. Если кто-то из моих коллег загорится идеей внедрить данную технологию в свою профессиональную деятельность, то к своему приятному удивлению увидят море детских эмоций от получения самых настоящих бумажных писем, рассматривания всевозможных иллюстраций, фотографий, подарков.

Ну а свои рассуждения о профессии воспитатель мне хотелось бы резюмировать следующими мыслями. Не совсем, возможно, научными, но сформировавшимися, опять же, «сквозь призму лет и опыта».

 Так вот, в работе со старшими дошколятами для меня главенствуют, пожалуй, лишь два простых и  важных критерия профессионализма:

1) если дети утром заходят в группу с улыбкой (ну или хотя бы просто без слёз, плохое настроение и слёзы – это уже тревожный звоночек); а родители, соответственно, со спокойной душой идут по своим делам;

2) если вечером, услышав звонок домофона в группу, дети дружно кричат: "Только не за мной!"

Плюс, разумеется, если впоследствии их первый учитель доволен подготовкой своих первоклашек к школьному обучению.

 

Основным девизом в работе для меня стал с годами девиз: «От сердца, а не за медали».

 

А важнейшим основополагающим принципом дошкольного образования, заложенным в ФГОС ДО, считаю роль педагога в создании условий для полноценного комфортного проживания ребёнком всех этапов его детства.