Особенности проведения артикуляционной гимнастики

Шмойлова Ольга Александровна

Консультация для родителей

 

"ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"

 

Мы  правильно  произносим  различные  звуки  благодаря  хорошей  подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.  

Артикуляционной  гимнастикой  называются  специальные  упражнения  для  развития

подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме  артикуляционной  гимнастики.  Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка полноценных  движений  и  определенных  положений  органов  артикуляционного  аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Вашим  детям  артикуляционная  гимнастика  поможет  обрести  целенаправленность движений  языка,  выработать  полноценные  движения  и  определенные  положения  органов артикуляционного аппарата.  

 Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые  у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную  последовательность,  идти  от  простых  упражнений  к  более  сложным.  Проводить  их  лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются  для  повторения  и  закрепления.  Если  же  ребенок  выполняет  какое-то  упражнение недостаточно  хорошо,  не  следует  вводить  новых  упражнений,  лучше  отрабатывать  старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную  гимнастку  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок  может  воспользоваться  небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9-12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Работа организуется следующим образом.  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  Показывает  его  выполнение.  Упражнение  делает  ребенок,  а  взрослый  контролирует выполнение.  Взрослый,  проводящий  артикуляционную  гимнастику,  должен  следить  за  качеством выполняемых  ребенком  движений:  точность  движения,  плавность,  темп  выполнения, устойчивость,  переход  от  одного  движения  к  другому.  Также  важно  следить,  чтобы  движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  Сначала  при  выполнении  детьми  упражнений  наблюдается  напряженность  движений органов  артикуляционного  аппарата.  Постепенно  напряжение  исчезает,  движения  становятся непринужденными и вместе с тем координированными.  

В  процессе  выполнения  гимнастики  важно  помнить  о  создании  положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может  привести  к  отказу  выполнять  движение.  Лучше  покажите  ребенку  его  достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).  

Дыхательная гимнастика.

Упражнения  для  тренировки  различных  типов  выдоха,  способствующие  формированию правильного речевого дыхания:

· Сдувать  со  стола  мелко  нарезанные  цветные  бумажки,  вату,  пушинки  (выполнение  с   родителями)..

· Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши различной толщины, стараясь сдвинуть их с места (выполнение с родителями).

· Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

· Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе (выполнение с родителями).

· Надувать резиновые игрушки, шарики.

· Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

· Пускать мыльные пузыри.

Примечание.  Дыхательные  упражнения  выполнять  не  более  5  раз  для    исключения возникновения у ребенка головокружения.

 Консультация для родителей

 

"ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"

 

Мы  правильно  произносим  различные  звуки  благодаря  хорошей  подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.  

Артикуляционной  гимнастикой  называются  специальные  упражнения  для  развития

подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме  артикуляционной  гимнастики.  Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка полноценных  движений  и  определенных  положений  органов  артикуляционного  аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Вашим  детям  артикуляционная  гимнастика  поможет  обрести  целенаправленность движений  языка,  выработать  полноценные  движения  и  определенные  положения  органов артикуляционного аппарата.  

 Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые  у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную  последовательность,  идти  от  простых  упражнений  к  более  сложным.  Проводить  их  лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются  для  повторения  и  закрепления.  Если  же  ребенок  выполняет  какое-то  упражнение недостаточно  хорошо,  не  следует  вводить  новых  упражнений,  лучше  отрабатывать  старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную  гимнастку  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положении  у  ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок  может  воспользоваться  небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9-12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

Работа организуется следующим образом.  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  Показывает  его  выполнение.  Упражнение  делает  ребенок,  а  взрослый  контролирует выполнение.  Взрослый,  проводящий  артикуляционную  гимнастику,  должен  следить  за  качеством выполняемых  ребенком  движений:  точность  движения,  плавность,  темп  выполнения, устойчивость,  переход  от  одного  движения  к  другому.  Также  важно  следить,  чтобы  движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  Сначала  при  выполнении  детьми  упражнений  наблюдается  напряженность  движений органов  артикуляционного  аппарата.  Постепенно  напряжение  исчезает,  движения  становятся непринужденными и вместе с тем координированными.  

В  процессе  выполнения  гимнастики  важно  помнить  о  создании  положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может  привести  к  отказу  выполнять  движение.  Лучше  покажите  ребенку  его  достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).  

Дыхательная гимнастика.

Упражнения  для  тренировки  различных  типов  выдоха,  способствующие  формированию правильного речевого дыхания:

· Сдувать  со  стола  мелко  нарезанные  цветные  бумажки,  вату,  пушинки  (выполнение  с   родителями)..

· Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши различной толщины, стараясь сдвинуть их с места (выполнение с родителями).

· Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

· Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе (выполнение с родителями).

· Надувать резиновые игрушки, шарики.

· Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

· Пускать мыльные пузыри.

Примечание.  Дыхательные  упражнения  выполнять  не  более  5  раз  для    исключения возникновения у ребенка головокружения.