ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Эмоциональное развитие дошкольника
Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы. Так как приоритетным остаётся интеллектуальное развитие, развитию эмоциональной сферы не всегда удается уделить достаточное внимание. Этому сопутствует дефицит общения с взрослыми, с детьми, старшими по возрасту, а также стремление взрослых развивать именно интеллектуальную сферу. Ребёнок замыкаясь на компьютерных играх, на телефоне или на телевизоре достаточно слабо распознаёт эмоциональное состояние другого человека. Ребёнку всё сложнее и сложнее считывать с мимики сверстников их состояние и чувства. И это несмотря на то, что развитием мимики или считыванием эмоций другого человека мы занимаемся начиная с младшей группы
Мы на занятиях достаточно часто используем смайлики с эмоциями для развития эмоциональной сферы. Но всё-таки самым благотворным для формирования компетентности является старшей дошкольный возраст. Ведь именно положительное отношение к себе, адекватная самооценка, является одним из основных компонентов психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
У шестилетнего ребёнка эмоциональное чувство господствует над всеми его сторонами жизни, предавая особую окраску . Его чувства быстро и ярко вспыхивают и естественно ребёнок 6 лет не умеет быть сдержанным. Не может скрыть страх, не может скрыть агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это просто необходимо. Ведь основным источником переживаний ребёнка являются отношения с другими людьми- взрослыми и детьми, а потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребёнка.
Когда близкие взрослые хорошо к нему относятся, любят ребёнка, признают его права, внимательны к нему, то он испытывает эмоциональное благополучие. Чувство уверенности и защищённости. При таких условиях развивается жизнерадостный, активный физический и психический ребенок. Именно в условиях взаимной любви в семье ребёнок начинает учиться любви сам, он проявляет чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, дедушкам и бабушкам. Именно семья формирует ребёнка как психологическую здоровую личность. Эмоции ребёнка как наполняют, так и утомляют его.
Но в этом возрасте ребенок устаёт еще достаточно быстро и перестает понимать и выполнять правила. Ему необходим отдых от собственных чувств. 6 лет - это тот возраст, когда ребёнок начинает осознавать себя среди других людей, он выбирает ту позицию из которой будет исходить при выборе поведения. Но позицию точно так же могут строить не только добрые чувства, но и такие, как эгоизм, корысть, расчёт. Ведь шестилетний ребенок не так наивен, как это кажется. У него мало его опыт еще мал, а чувства опережают разум, но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым и понимает как ему нужно поступить в том или ином случае. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и пониманиесвоего поведения. Например, там где важно мнение других по поводу того, что такое плохо и что такое хорошо. Взрослым надо чётко представлять себе чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребёнка. Идеальные отношения взрослого к малышу это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребёнка, начиная с трёхлетнего возраста. Так как именно тогда ребёнок достигает такого уровня, что он может себя вести образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, ещё не значит, что оно будет постоянно таким. Вся жизнь ребёнка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Но управлять целыми переживаниями он еще не может, поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Ребёнок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться, прийти в отчаяние, а минуту спустя опять заразительно смеяться. И подобное поведение детей совершенно нормально, если плохое настроение не затягивается надолго, и не переходит какие-то границы. Нет нужды беспокоится. Однако, если ребенок долго находится в подавленном настроении и с ним происходят резкие неожиданные перемены, то нужна консультация психолога. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношения со взрослым и сверстниками, а эмоции не развиваются сами по себе. Они имеют свою собственную историю воспитания через эмоциональное воздействие. Это очень тонкий процесс. Подлинные чувства и переживания - это плод жизни, они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся процессов человека. Его отношения к окружающему миру. Развитие эмоций и чувств ребёнка дошкольного возраста зависит от ряда условий:
- эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержкой эмоционального развития которое может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств ребенка. Радость, нежность, сочувствие, гнев и другие переживания
- Специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства связанные с восприятием, например, художественная литература или музыка.
- Эмоции, чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасте дошкольника в игровой деятельности.
- При выполнении совместных трудовых занятий развивается эмоциональное единство группы дошкольников.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично и им чаще присуще бодрое жизнерадостное настроение.