Главные вкладки
Конкурс "Учиель года - 2024" Номинация "Воспитатель года"
Моя педагогическая находка.
Тема: «Элементы STEM – технологии как условие интеллектуально-технического развития дошкольников»
Вы заметили, как невероятно быстро меняется мир?
А я? Я тоже частичка этого мира, а значит нельзя отставать… Сегодня дети избалованны различными нужными и ненужными «развивающими играми», которыми пестрят экраны телевизоров и мониторы родительских гаджетов … Безусловно современные технологии облегчают нам жизнь, но как научить пользоваться девайсами с пользой или вовсе найти им альтернативу?
Будущее за технологиями, а будущее технологий – за педагогами нового формата, которые не приемлют формального подхода и могут своими знаниями и умениями «взорвать мозг» детям и расширить их кругозор до бесконечности.
Поэтому я уже в детском саду стараюсь дать детям возможность раскрыть свои способности, и научить тому новому, что требует современное общество. Педагог, Джон Дьюи сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Коллеги…У нас социальный заказ на прорыв нашей страны в инженерно-технических и научно-исследовательских направлениях. Поэтому необходим комплексный подход и проще всего, наглядней, удобнее на мой взгляд это начинать в дошкольном возрасте.
В связи с этим передо мной встал вопрос о создании таких условий в саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой продуктивной реализации каждого ребёнка.
Я начала искать эффективные технологии по развитию дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызвали интерес к учебной деятельности.
Моё внимание привлёк вебинар «STEM – технологии: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста» спикера Инны Журовой, где демонстрировался опыт работы по данной технологии. А также ознакомилась с парциальной модульной программой вовлечения детей в научно-техническое творчество, которую разработала кандидат педагогических наук Татьяной Волосовец.
Я нашла новые действенные формы и методы работы с детьми - я открыла для себя STEM технологии.
Система STEM образования является одним из основных трендов современного мира.
Так что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: - «science» - наука, - «technology» - техника, - «engineering» - инженерия, - «mathematics»- математика.
Наука, технология, инженерия, математика – эти дисциплины объединились в единую образовательную схему. Целый мир игры, который дает возможность познавать этот мир, не придуманный, не фантазийный, а такой какой он есть.
Ведущая составляющая - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения.
STEM образование состоит из шести образовательных модулей.
- Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
- Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
- Образовательный модуль «Математическое развитие»
- Образовательный модуль «Робототехника»
- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”»
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования.
Наблюдая за детьми, я замечала их интерес к играм с использованием конструкторов LEGO. Различные наборы для старших дошкольников уникальны тем, что позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. Я начала активно использовать этот модуль. На тот момент считала, что работать, используя один модуль технологии, достаточно. Но уже в процессе освоения LEGO-конструирования, посчитала необходимым и нужным ввести плавно основы робототехники, что способствует развитию технического творчества детей. Играя с конструкторами и роботами дети сравнивают различные предметы по величине, разбираются в параметрах их протяженности, знакомятся с геометрическими фигурами, анализируют, строят алгоритмы. А частые и разнообразные вопросы детей: Зачем? Почему? Когда? самопроизвольно подвели нашу деятельность к опытам, исследованиям.
Так определились модули для работы: «LEGO», «Робототехника», «Математическое развитие» и «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Столько возможностей в этих сферах: я решила сделать проект, в котором будет инженерно-техническая история совмещена с социальной и с естественно -научной, в рамках которой я знакомлю своих воспитанников с окружающим миром.
Поставила цель: развитие интеллектуально-технических способностей с помощью использования элементов STEM – технологии.
Задачи:
- Продолжать строить простые и сложные конструкции из строительного материала ЛЕГО.
- Учить составлять и выполнять алгоритмы.
- Стимулировать самостоятельность в открытии свойств природных объектов.
Я определила предполагаемый результат:
У детей повысится познавательная активность, сформируются конструктивные способности, увеличится заинтересованность в экспериментальной деятельности.
На подготовительном этапе мною была разработана картотека игр и упражнений, адаптировала и интегрировала приёмы и упражнения в образовательную программу. Разработала систему занятий, в которых прослеживаются данные образовательные модули. И началась работа!
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», я реализовывала через опытно – экспериментальную деятельность. Наиболее интересны были детям такие темы как: «Песочный город» (знакомились со свойствами песка: сухой, сыпучий- не формуется; пропускает воду; а влажный – липкий, формуется).
На теме: «Секреты старого крота» знакомились со свойствами земли…
Так же детям очень нравятся оптические опыты. С помощью световых фильтров дети наблюдают, как свет проходит через разные цвета и создает новые оттенки.
Реализуя модуль «LEGO - конструирование» (в действии у детей разные виды конструкторов ЛЕГО: мелкий, средний и крупный) в ходе работы я отметила заинтересованность в конструкторской деятельности. Дети творят на любую тему, это могут быть простейшие постройки: дом, мост через речку… а могут построить целый город.
А недавно мы коснулись такой сложно темы как бионика, это наука, которая помогает заимствовать у природы технические решения для своих изобретений.
Мы пришли к тому, что наши постройки должны быть сложнее: как построить дом, если таяние ледников приведет к тому, что придется жить на воде, как сделать здание на воде безопасным? Крыша по строению цветка лотоса? А может при шторме она будет автоматически закрываться? Природа-это гениальный конструктор. Любое творение природы — это совершенное произведение, отличающееся надежностью и прочностью.
Модуль «Робототехника» необходим, задания с программированием очень важны. Сделать процесс обучения максимально продуктивным помогает робот Ботли.
Он - главный мотиватор и побудитель детей к действию, поиску, исследованию. Именно он ежедневно ставит перед детьми определенные задачи, задает интересные вопросы и загадки. Все это вызывает у детей потребность добывать знания, проявлять инициативу и действовать. Ребята уже с нетерпением ждут от него заданий. «Каких заданий?»-спросите вы? «Это же просто игрушка!»
Уважаемые коллеги, это в прошлом! Представьте, что все постройки детей могут оживать, могут двигаться, думать, так, как хочет ребенок: программируя робота, ребенок словно задает ему характер -это мощный мотиватор для детей. Теперь они не просто стараются построить задуманную конструкцию, будь то дом или машинка, теперь у них совершенно другая цель: что будет делать построенный герой? Чем будет полезен? Как будет передвигаться? Подобная работа позволяет детям мыслить как инженеры –конструкторы и открывает безграничные просторы для развития.
Стараюсь использовать элементы STEM – технологии в любой образовательной деятельности. И конечно же в мероприятиях из программы воспитания ДОУ. Мною созданы тематические уголки: «Юные исследователи», «Лего-мир».
Например, при моделировании ситуации безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят...
Считаю, что мой проект не может успешно реализовываться и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Наш детский сад тесно сотрудничает с IT – CUBE. Зерноград. Педагоги центра провели экскурсию, настоящее IT- приключение. Ребята погрузились в мир IT-технологий, открыли для себя языки программирования, создали мини-проекты. Также на базе нашего ДОУ работает центр робототехники, где педагог IT-CUBE вместе с моими воспитанниками погружаются в мир лего и роботов.
Коллеги, вы спросите…. Заметны ли положительные результаты? Конечно ДА.
Для оценки эффективности работы по данной технологии я провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по познавательному развитию. А значит, элементы данной технологии могут с успехом применяться для детей дошкольного возраста.
Мои дети получают хорошую пред инженерную подготовку, а детский сад является предстартовой площадкой для будущих научно-технических открытий. Это подтверждается большим количеством победителей и лауреатов конкурсов различного уровня.
Мой проект имеет большие перспективы. Мы уже являемся федеральной инновационной площадкой НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «От Фрёбеля до робота», а так же мой проект является частью проекта «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках клуба «Наукоград», который реализуется на областной инновационной площадке в нашем детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedopyt_uchitel_goda.docx | 23.67 КБ |
zanyatie_robozoopark.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Зернограда
Моя педагогическая находка.
Тема: «Элементы STEM – технологии как условие интеллектуально-технического развития дошкольников»
Корсунова Людмила Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Здравствуйте уважаемое жюри, коллеги… Меня зовут Корсунова Людмила Викторовна, я воспитатель детского сада «Радуга» города Зернограда. Разрешите представить вам мою педагогическую находку. «Элементы STEM – технологии как условие интеллектуально-технического развития дошкольников»
Коллеги…Вы заметили, как невероятно быстро меняется мир?
А я? Я тоже частичка этого мира, а значит нельзя отставать… Сегодня дети избалованны различными нужными и ненужными «развивающими играми», которыми пестрят экраны телевизоров и мониторы родительских гаджетов … Безусловно современные технологии облегчают нам жизнь, но как научить пользоваться девайсами с пользой или вовсе найти им альтернативу?
Будущее за технологиями, а будущее технологий – за педагогами нового формата, которые не приемлют формального подхода и могут своими знаниями и умениями «взорвать мозг» детям и расширить их кругозор до бесконечности.
Поэтому я уже в детском саду стараюсь дать детям возможность раскрыть свои способности, и научить тому новому, что требует современное общество. Педагог, Джон Дьюи сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Коллеги…У нас социальный заказ на прорыв нашей страны в инженерно-технических и научно-исследовательских направлениях. Поэтому необходим комплексный подход и проще всего, наглядней, удобнее на мой взгляд это начинать в дошкольном возрасте.
В связи с этим передо мной встал вопрос о создании таких условий в саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой продуктивной реализации каждого ребёнка.
Я начала искать эффективные технологии по развитию дошкольников, которые мотивировали бы детей на познавательную активность, вызвали интерес к учебной деятельности.
Моё внимание привлёк вебинар «STEM – технологии: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста» спикера Инны Журовой, где демонстрировался опыт работы по данной технологии. А также ознакомилась с парциальной модульной программой вовлечения детей в научно-техническое творчество, которую разработала кандидат педагогических наук Татьяной Волосовец.
Я нашла новые действенные формы и методы работы с детьми - я открыла для себя STEM технологии.
Система STEM образования является одним из основных трендов современного мира.
Так что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: - «science» - наука, - «technology» - техника, - «engineering» - инженерия, - «mathematics»- математика.
Наука, технология, инженерия, математика – эти дисциплины объединились в единую образовательную схему. Целый мир игры, который дает возможность познавать этот мир, не придуманный, не фантазийный, а такой какой он есть.
Ведущая составляющая - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения.
STEM образование состоит из шести образовательных модулей.
- Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
- Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
- Образовательный модуль «Математическое развитие»
- Образовательный модуль «Робототехника»
- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”»
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования.
Наблюдая за детьми, я замечала их интерес к играм с использованием конструкторов LEGO. Различные наборы для старших дошкольников уникальны тем, что позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. Я начала активно использовать этот модуль. На тот момент считала, что работать, используя один модуль технологии, достаточно. Но уже в процессе освоения LEGO-конструирования, посчитала необходимым и нужным ввести плавно основы робототехники, что способствует развитию технического творчества детей. Играя с конструкторами и роботами дети сравнивают различные предметы по величине, разбираются в параметрах их протяженности, знакомятся с геометрическими фигурами, анализируют, строят алгоритмы. А частые и разнообразные вопросы детей: Зачем? Почему? Когда? самопроизвольно подвели нашу деятельность к опытам, исследованиям.
Так определились модули для работы: «LEGO», «Робототехника», «Математическое развитие» и «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Столько возможностей в этих сферах: я решила сделать проект, в котором будет инженерно-техническая история совмещена с социальной и с естественно -научной, в рамках которой я знакомлю своих воспитанников с окружающим миром.
Поставила цель: развитие интеллектуально-технических способностей с помощью использования элементов STEM – технологии.
Задачи:
- Продолжать строить простые и сложные конструкции из строительного материала ЛЕГО.
- Учить составлять и выполнять алгоритмы.
- Стимулировать самостоятельность в открытии свойств природных объектов.
Я определила предполагаемый результат:
У детей повысится познавательная активность, сформируются конструктивные способности, увеличится заинтересованность в экспериментальной деятельности.
На подготовительном этапе мною была разработана картотека игр и упражнений, адаптировала и интегрировала приёмы и упражнения в образовательную программу. Разработала систему занятий, в которых прослеживаются данные образовательные модули. И началась работа!
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой», я реализовывала через опытно – экспериментальную деятельность. Наиболее интересны были детям такие темы как: «Песочный город» (знакомились со свойствами песка: сухой, сыпучий- не формуется; пропускает воду; а влажный – липкий, формуется).
На теме: «Секреты старого крота» знакомились со свойствами земли…
Так же детям очень нравятся оптические опыты. С помощью световых фильтров дети наблюдают, как свет проходит через разные цвета и создает новые оттенки.
Реализуя модуль «LEGO - конструирование» (в действии у детей разные виды конструкторов ЛЕГО: мелкий, средний и крупный) в ходе работы я отметила заинтересованность в конструкторской деятельности. Дети творят на любую тему, это могут быть простейшие постройки: дом, мост через речку… а могут построить целый город.
А недавно мы коснулись такой сложно темы как бионика, это наука, которая помогает заимствовать у природы технические решения для своих изобретений.
Мы пришли к тому, что наши постройки должны быть сложнее: как построить дом, если таяние ледников приведет к тому, что придется жить на воде, как сделать здание на воде безопасным? Крыша по строению цветка лотоса? А может при шторме она будет автоматически закрываться? Природа-это гениальный конструктор. Любое творение природы — это совершенное произведение, отличающееся надежностью и прочностью.
Модуль «Робототехника» необходим, задания с программированием очень важны. Сделать процесс обучения максимально продуктивным помогает робот Ботли.
Он - главный мотиватор и побудитель детей к действию, поиску, исследованию. Именно он ежедневно ставит перед детьми определенные задачи, задает интересные вопросы и загадки. Все это вызывает у детей потребность добывать знания, проявлять инициативу и действовать. Ребята уже с нетерпением ждут от него заданий. «Каких заданий?»-спросите вы? «Это же просто игрушка!»
Уважаемые коллеги, это в прошлом! Представьте, что все постройки детей могут оживать, могут двигаться, думать, так, как хочет ребенок: программируя робота, ребенок словно задает ему характер -это мощный мотиватор для детей. Теперь они не просто стараются построить задуманную конструкцию, будь то дом или машинка, теперь у них совершенно другая цель: что будет делать построенный герой? Чем будет полезен? Как будет передвигаться? Подобная работа позволяет детям мыслить как инженеры –конструкторы и открывает безграничные просторы для развития.
Стараюсь использовать элементы STEM – технологии в любой образовательной деятельности. И конечно же в мероприятиях из программы воспитания ДОУ. Мною созданы тематические уголки: «Юные исследователи», «Лего-мир».
Например, при моделировании ситуации безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят...
Считаю, что мой проект не может успешно реализовываться и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Наш детский сад тесно сотрудничает с IT – CUBE. Зерноград. Педагоги центра провели экскурсию, настоящее IT- приключение. Ребята погрузились в мир IT-технологий, открыли для себя языки программирования, создали мини-проекты. Также на базе нашего ДОУ работает центр робототехники, где педагог IT-CUBE вместе с моими воспитанниками погружаются в мир лего и роботов.
Коллеги, вы спросите…. Заметны ли положительные результаты? Конечно ДА.
Для оценки эффективности работы по данной технологии я провела контрольный срез, который показал положительную динамику в освоении образовательной программы по познавательному развитию. А значит, элементы данной технологии могут с успехом применяться для детей дошкольного возраста.
Мои дети получают хорошую пред инженерную подготовку, а детский сад является предстартовой площадкой для будущих научно-технических открытий. Это подтверждается большим количеством победителей и лауреатов конкурсов различного уровня.
Мой проект имеет большие перспективы. Мы уже являемся федеральной инновационной площадкой НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «От Фрёбеля до робота», а так же мой проект является частью проекта «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках клуба «Наукоград», который реализуется на областной инновационной площадке в нашем детском саду.
Коллеги у меня все. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Робозоопарк»
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Людмила Викторовна. Рада видеть вас всех сегодня и у меня отличное настроение (прикрепить смайл) а что чувствуете Вы, выберите себе настроение.
- Ребята, вы были в зоопарке? Как я поняла, в зоопарке были все.
- А в РОБОЗООПАРКЕ кто-нибудь из Вас был? Не знаете, что это такое и кто в нем живет?
- Я предлагаю Вам посмотреть видеоэкскурсию про робозоопарк и интерактивных животных.
- Проходите и присаживайтесь (смотрим видоэкскурсию).
(выезжает Ботли) Ботли: Ребята, в робозоопарке беда! Животные сломались! Моя схема повредилась. Помогите! Мне нужно вернуться в зоопарк и восстановить робоживотных.
- Ну что, ребята, поможем роботу БОТЛИ спасти робоживотных? Чтобы преодолеть сложный путь, нам нужно выполнить задания. За каждое пройденное задание вы будете получать карточки, которые помогут нам восстановить схему программирования Ботли. Все готовы, начинаем...
1. Алгоритмы.
- Ребята, я приглашаю Вас пройти со мной...Посмотрите, перед вами схема ряда бусин. Обратите внимание, они нанизаны в определенной последовательности. Вам нужно проследить закономерность и продолжить ряд. Задание понятно? Можно выполнять.
Кто готов? Поменяйтесь с соседом бусами и проверьте друг друга.
- Поздравляю, Вы успешно справились с заданием и получаете первую карточку для восстановления схемы БОТЛИ.
- Маша, возьми карточку и прикрепи ее на мольберт.
2. Геозеркало (морковка).
Ребята, идите за мной, для того чтобы выполнить задание, нам лучше присесть.(Дети идут за педагогом и присаживаются за столы)
- Всем удобно, не забываем об осанке.
- Посмотрите на стол, Перед вами схема. Возьмите ее. (сопровождение слов показом) Как вы думаете, мы можем сказать, что здесь изображено? (ответы детей)
- Чтобы узнать, что изображено, у нас есть специальное приспособление. Возьмите схему и приложите красной линией к зеркалу. Скажите, что получилось, на что это похоже? (ответы детей). Да, вы правы, кто-то видит рыбку, кто-то елочку, а может морковку.
- Ребята, у каждого из Вас на тарелочке лежат геометрические фигуры. Выберите те, которые подходят к схеме и выложите рисунок. Всем понятно? Приступаем.
- Ребята, когда мы с вами выложили этот предмет цветными геометрическими фигурами, что у нас получилось?(ответы детей)
- Ребята, а вы догадались, чем же это зеркало необычное? (ответы детей). Совершенно верно, оно отражает вторую половину предмета и делает его объемным. Это приспособление называется ГЕОЗЕРКАЛО. Это новое для вас слово. Чтобы его запомнить, произнесем его вместе.
- Маша, как называется это зеркало? Геозеркало.
Вы отлично справились с заданием и получаете вторую карточку для восстановления схемы БОТЛИ.
- Маша, возьми карточку и прикрепи ее на мольберт.
3. Стекла (черепаха).
- Ребята, каких вы знаете животных и насекомых? А хотите узнать как видят животные? Вот так видит корова .Змея… муха… лягушка.. черепаха.(слайды) ребята посмотрите какой преобладает цвет на картинке.(зеленый) Верно, так видит черепаха. Ребята, а вы хотите посмотреть на мир глазами черепахи? (ответы детей) Предлагаю вам посмотреть через зеленый световой фильтр (зеленый цвет отсутствует). А как получить зеленый цвет? (ответы детей) Ребята, поэкспериментируем, совместите световые фильтры красного и синего цвета, посмотрите на окружающие нас предметы, какой цвет у вас получился? А теперь совместите желтый и синий световые фильтры и посмотрите вокруг, какой цвет получился? (ответы детей)
Молодцы ребята у вас все получилось.
- Маша, возьми карточку и прикрепи ее на мольберт.
4. Ботли.
Мы пришли к нашему смотрителю Ботли. Мы выполнили все задания, и теперь у нас есть готовая схема программирования робота. Обратите внимание, стрелки на схеме совпадают с кнопками на пульте управления. В поле номер один изображена зеленая стрелка, которая обозначает направление вперед. А цифра рядом указывает на то, сколько раз нужно нажать на кнопку.
Мы с вами запрограммируем Ботли и он укажет нам путь в робозоопарк.
- Маша, подходи. Будь внимательна и не торопись. Находи зеленую стрелочку, сколько раз нужно нажать? Считай. 1, 2, 3… Отлично.
- Ваня, следующий. Стрелка голубая. Сколько раз нужно нажать? Не спеши, считай. Отправляемся вместе с Ботли в путь.
5. Робозоопарк.
Вот мы и в робозоопарке. Ребята, предлагаю отремонтировать робоживотных.
Ну, что? Запускаем? Поищите на животных красную кнопку и нажмите на нее.
- Мы помогли Ботли и восстановили робоживотных.
6. Рефлексия.
Ребята, какое из заданий для вас показалось трудным? А с каким заданием вы легко справились? Как называется приспособление которое отражает вторую половину предмета?
Вначале нашего пути мы выбрали себе смайл -настроение. Изменилось ли оно у вас? Мое стало еще радостнее. (Меняет смайлик). Выберете себе настроение.
Прошу вас вернуться в группу и передать свое настроение друзьям.