Консультация психолога для родителей детей с РАС: «Игры и игрушки для ребёнка с РАС»
Консультация психолога для родителей детей с РАС:
«Игры и игрушки для ребёнка с РАС»
Ранний детский аутизм - это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения с окружающим миром. Причины возникновения аутизма до сих пор неизвестны. Возможно это нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У детей аутистов часто наблюдаются мозговые дисфункции, нарушения биохимического обмена.
Основными клиническими признаками РАС являются:
- Трудности в коммуникации.
- Трудности в установлении визуального контакта.
- Побочные реакции на сенсорные раздражители.
- Нарушение развития речи.
- Стереотипность поведения.
- Нарушение социального взаимодействия.
Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свои симптомы. У детей с РАС наблюдаются: предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального, зрительного, коммуникативного контактов,
гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, поглощенность однообразным действиям речевым и моторным (раскачивание, потряхивание руками, хождение на цыпочках, перебирание пальцами перед глазами, пристрастие к необычным предметам, особо выделяется нарушение коммуникативной функции речи, речевые штампы, фонографическая речь.
Как играют аутичные дети:
Дети с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:
чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
предпочитают играть в одиночестве;
преобладают монотонные и цикличные движения;
не допускают к процессу посторонних.
Дети с РАС в детском саду требуют большего дополнительного внимания. Необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него всё происходящее и намечаемые действия.Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Передавая вечером ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко пересказать произошедшие за день события. Такие меры требуют большего терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать и упорядочить поведение ребенка с РАС.
Ребенок с РАС более замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, не демонстрирует интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, крайне неохотно идет на что-то новое, часто совершает движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону. Избегает обычных телесных прикосновений, контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание, или наоборот уходит в игру.
Чтобы установить контакт с детьми с РАС требуется сначала понаблюдать за ними. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего воспитатель его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течение 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться, да и само занятие должно увеличиться. В первые занятия придется чередовать тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок станет допускать наше присутствие вблизи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Пока нужно избегать прямого взгляда в глаза. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Теперь мы знаем, что ребенка интересует. Далее работу с детьми нужно планировать, чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать.
Основное в сенсорных играх с детьми с РАС – разделенное переживание. С одной стороны оно является способом установления контакта, а с другой становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения раздельного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.
В играх с предметами задачей для педагога становится расширить игру. Педагог может из своих, незначимых для ребенка, игрушек складывать точно такие ряды и структуры в пространстве. Наша задача привлечь внимание ребенка к себе и заинтересовать. Через пару занятий к своему ряду нужно добавить какой-нибудь примитивный сюжет. Однако, невозможно завлечь ребенка игрой, если вы сами не получаете от нее удовольствия. Перед педагогами не стоит задача убрать стереотипную игру, а расширить сам стереотип, внося в него смысл и дополнения. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности тогда, когда она четко заранее запрограммирована (последовательность действий). Ребенок, знающий последовательность своих действий более спокойный. Поэтому в групповом помещении можно расположить пооперационные карты, на которых в виде символов изображена последовательность действий.
Аутичный ребенок плохо осознает свое тело, у него может быть плохо развита пространственная ориентация. Поэтому в помещении можно разместить несколько зеркал на уровне глаз ребенка.
Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка, как раз игра должна положительно влиять на всю симптоматику развития детей с РАС.
Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр.
В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира.Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.
Особенности игры ребенка с РАС:
«Застревание» на стадии предметной игры.
Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
Незаинтересованность игрушками и игровыми предметами.
Отсутствие интереса в игре к другим детям.
Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического
спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов: воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.
Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:
Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.
Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки.
Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.
Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.
Воспитываем интерес к подвижным играм.
Учим играть рядом и не мешать друг другу.
Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:
Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.
-Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять.
Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.
- При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.
-Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие.
-Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.
-Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
-Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.
Положительные стороны стереотипной игры:
-Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
-Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.
Главные особенности стереотипных игр:
Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
-Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.
-Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
-Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.
-Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.
Занятия на развитие сенсорной сферы:
Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
Рисование по крему для бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
Предлагайте ребенку различные виды еды — с разной текстурой, хрустом, и вкусом;
Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья, уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.
Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад».
На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.
Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.
Ролевые игры
Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь ребёнку преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:
-Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
-Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
-Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
-Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
-Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
-Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
-Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.
Критерии выбора игрушек
Все дети, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.
Игрушками могут быть:
-изделия с музыкальными элементами;
-тканевые и картонные книги;
-кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
-рельефные фигурки.
Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры («бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.
Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.
Больше разнообразия
Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать ребёнка различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.
Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.
Пазлы развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.
Мультипликационные герои
Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Нужно отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.
Игры-головоломки
Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:
-конструкторы;
-строительные блоки;
-детские железные дороги;
-головоломки.
Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.
Сделай сам
В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:
-крупную и мелкую моторику;
-зрительное восприятие;
-тактильные ощущения;
-слух;
-мышление;
-навыки общения. Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, шариками. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.
Специальные игрушки для детей с РАС
В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине надо подбирать необходимые предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.