Консультация для родителей На тему «Влияние гаджетов на детей раннего возраста»

Смолина Ольга Юрьевна

Консультация для родителей

На тему «Влияние гаджетов на детей раннего возраста»

      Влияние гаджетов на ребенка бывает разным в зависимости от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше времени необходимо использовать их. До 3 лет ребёнку лучше совсем не использовать гаджеты. В этом просто нет никакой развивающей необходимости. Ведь для маленького ребёнка важно общение с людьми, особенно близкими, исследование окружающей среды. В это время активно развивается восприятие цвета, звука, вкусов, активно работает тактильное восприятие, развивается крупная и мелкая моторика. Гаджет в освоении вышеперечисленных навыков почти бесполезен. Образное мышление в этом возрасте ещё только формируется, поэтому развивающий эффект от мультиков и передач сводится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. А развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

     Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. У детей хуже развивается образное мышление, воображение, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится. Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Организм человека, особенно растущего, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, развивается гиподинамия, искривляется позвоночник, а в будущем это проблемы с осанкой. Также увлеченные компьютером дети, не замечают утомления и усталости глаз. Если ребёнок регулярно и длительно смотрит в экран гаджета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Длительное использование гаджетов сопровождается эмоциональным напряжением, что также не проходит бесследно. В результате ребенок становится раздраженным, беспокойным, агрессивным и неуправляемым, возникают нарушения сна. Как правило, с гаджетом ребенок общается один на один, что не способствует развитию навыков общения и взаимодействия в коллективе. Если ребенок часто играет в игры, где много ужасов и крови, то у него может возникнуть психическое расстройство. Многие родители приучают своих малышей к приему пищи под просмотр ярких динамичных изображений, потому что так ребенок «хорошо» ест. В дальнейшем это может привести к пищевым расстройствам, нарушениям в эндокринной системе и не пониманию собственных желаний. Часто родители с помощью гаджетов пытаются активно готовить ребенка к школе. Для этого используют планшет и компьютер, в котором находится множество обучающих программ. Конечно же, в планшетах и компьютерах есть масса полезных игрушек, развивающих мышление дошкольника. Однако, важно помнить, что, несмотря на развитие технического прогресса, люди по-прежнему в школе и на работе большую часть времени используют реальные предметы, а не виртуальные. Если взять школьное обучение — оно построено на использовании всё той же ручки, карандаша, учебника и тетради. Поэтому ребёнка важно готовить к тому, чтобы он умел пользоваться этими предметами в первую очередь. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы. С одной стороны при правильном подборе контента и игр можно многому ребенка научить. С другой стороны, всему этому можно научить и без помощи гаджетов. Есть игрушки, книги и, самое главное, родители и бабушки с дедушками. Живое общение и тактильный контакт сможет заменить игры, но не наоборот. Что делать? Не стоит оставлять ребёнка наедине с гаджетом надолго. Помните о психогигиене. Рекомендуемое время, которое не стоит превышать ребёнку трех-четырех лет, проводя за любым экраном — до 1 часа в день; детям пяти-шести лет можно до 1,5 часов в день. При этом нужно учесть, что это совокупное время, которое должно быть разделено в течение дня как минимум на две части. Кроме того, после любой статической нагрузки ребёнку необходимы активные действия. За час до сна нужно отказаться от использования гаджетов.

      Многие игры и мультики вызывают возбуждение нервной системы, в результате могут возникнуть проблемы с засыпанием. Нельзя использовать гаджет как способ утешения ребенка. Наверняка расстроенный малыш успокоится, если «всунуть» ему гаджет, однако это не решит его эмоциональную проблему, а только закапсулирует ее. К тому же малыш научится использовать свое состояние как способ получения любимой «игрушки». Очень важно показывать ребёнку своим примером грамотное отношение к гаджетам, так как дети всегда хотят походить на взрослых. Приучайте старшего дошкольника к тому, что использование гаджетов должно быть в целях поиска нужной информации. Важно также помнить, что когда у ребенка есть другие увлечения: посещение секций, кружков, занятий которые нравятся ребенку, то зависимость от электронных устройств не возникнет. Если же родители не хотят уделять ребенку время, заменяют живое общение гаджетами, то надо быть готовыми к тому, что со временем ему может понадобиться психологическая помощь. Если все интересы ребенка сосредоточены только на виртуальном мире, то можно сделать вывод о компьютерной зависимости. В этом случае, как бы ни были страшны вопли и истерики ребенка, необходимо установление четких временных рамок использования, вплоть до полного лишения, в случае если рамки не устраивают ребенка, или каждый раз случается истерика при отлучении от гаджетов.