Методические рекомендации для педагогов "Использование проектной деятельности для вовлечения семей воспитанников с ОВЗ"

Жузлова Олеся Александровна

Организация воспитательно - образовательного процесса в детском саду с учетом современных инновационных условий требует от педагогов совершенствования условий практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов воспитания, обучения и развития воспитанников.

На сегодняшний день одним из наиболее популярных и востребованных методов работы является проектная деятельность, которая вошла в практику работы дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный метод, бесспорно, способствует профессиональному росту педагогов, раскрывая их творческий потенциал.

Некоторые ученые (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселёва, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами обучающих детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания, обучающихся через проектную деятельность.

Актуальность

Опыт работы в воспитании и обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) показал, необходимо расширять рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Эффективность обучения зависит от нового подхода к нему, применения инновационных методов и приемов. Инновация в данном случае — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения.

Несмотря на то, что у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) грубо нарушены психические функции вследствие органического поражения центральной нервной системы, они не состоят из одних дыр и дефектов, их организм способен перестроиться.

В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития сохранных функций в процессе активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки. Одним словом, личность как целое выравнивается, компенсируется процессами коррекционного развития ребенка.

Практика показывает, что возможности этих детей безграничны. Ребенок с интеллектуальными нарушениями - развивающаяся личность. Надо только сделать процесс обучения полезным и интересным, использовать методы и приемы, способствующие воспитанию и развитию личности, настроенной на успех. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ребенка в деятельность при условии создания интереса к данным видам деятельности.

Цель методической разработки: оказание методической помощи педагогам, воспитателям в организации проектной деятельности для повышения эффективности обучения и воспитаниявовлечь семьи воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс ДОУ.

Задачи, которые решает проектная деятельность, разной направленности.

Проекты помогают :

активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

способствуют развитию творческих способностей детей;

способствуют умению наблюдать;

способствуют умению слушать;

способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

способствуют развитию мышления;

увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

развивают воображение;

развивают внимание, память, речь.

Задачи, которые решат проектная деятельность для родителей :

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Создавать оптимальную развивающую среду: подбирать наглядный материал, оформлять различные выставки.

Расширять возможности взаимодействия со своими детьми, с воспитанниками группы.

Укреплять семейные взаимоотношения посредством общения и взаимодействия в домашних условиях.

Предоставить родителям возможность делиться своим личным опытом.

Способствовать взаимодействию семей воспитанников друг с другом с целью эмоциональной поддержки, обмена опытом.

Область применения: общеобразовательные и коррекционные группы дошкольных учреждений.

Возрастные группы: дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7(8) лет; дети младшего дошкольного возраста от 2 до 3лет.

Результаты (полученные или ожидаемые) данные разработки позволяют рассматривать формирование социальной компетентности обучающихся как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.

Организация проектной деятельности для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Программа Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», по которой мы работаем, позволяет применять нестандартные методы учитывая особенности детей данной категории:

• концентрация внимания длится менее минуты, затем деятельность превращается в хаотическую (могут ходить по группе, переключать внимание с предмета на предмет, отвлекаться);

• мышление развито преимущественно конкретное, поверхностное, направлено на случайные признаки;

• недостатки тактильно-двигательного и мелкомоторного развития;

• познавательная активность очень низкая, быстрое пресыщение деятельностью.

• общий запас знаний и представлений о мире крайне беден (дети иногда даже не знают названия цветов).

При этом наблюдается сниженная потребность в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности.

В результате традиционная индивидуальная коррекционно-развивающая работа оказывается малоэффективной: уровень познавательной активности не позволяет развивать целенаправленную деятельность, предлагаемые задания, по сути, соответствующие коррекционным задачам, интерес практически не вызывают.

Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников. Однако в силу особенностей развития дети с умственной отсталостью не всегда могут самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел. Они нуждаются в помощи взрослого, который способен понять интересы каждого ребенка и воплотить их в предстоящей проектной деятельности, тем самым сделав ребёнка её автором, и даже организатором. Начало любой проектной педагогической деятельности связано с одной из важнейших составляющих – заинтересованностью детей.

Эффективные приёмы работы с детьми с умственной отсталостью, которые способствуют мотивации, возникновению интереса у детей к дальнейшему сотрудничеству.

Изменения: для того, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их дальнейшим сотрудничеством, можно изменить себя (например, свой образ, что-то в привычном окружении (например, передвинуть или убрать мебель, а также поменять привычный порядок действий, изменить слаженный алгоритм.

Делать что-то (рисовать, вырезать, конструировать и пр.) в присутствии детей, при этом, не привлекая их к этому действию. Дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, человек увлеченно занятый (особенно взрослый) каким – то делом, быстро привлекает детское внимание без дополнительных усилий.

Внести новое: этим новым должен быть обязательно чей-то предмет (воспитателя, ребёнка, члена семьи – принадлежность делает предмет значимым, который следует положить на стол или другое видное место.

Просьба детей о какой-либо помощи (только конкретной, реальной, специально организованные проблемные ситуации и т. п.

Сначала должно произойти что-то необычное и интересное, что вызвало бы интерес и побудило детей к дальнейшей

Принципы организации проектной деятельности :

проект должен быть посильным для выполнения;

учёт интересов детей;

учение через деятельность;

познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

сотрудничество участников педагогического процесса;

свободное творчество в выборе оформления и защиты проекта.

Прежде чем внедрить тот или иной проект в воспитательно-образовательный процесс, он обсуждается на методических собраниях сотрудников ДОУ. Проект может быть скорректирован и дополнен методическими разработками, таким образом, в воспитательно-образовательный процесс внедряется все самое интересное. Также имеется возможность скорректировать возможные проблемы и ошибки в проекте.

После проведения проекта происходит его обсуждение на методических собраниях сотрудников ДОУ, которое позволяет выявить достоинства и недостатки проекта. По итогам обсуждения проведенных мероприятий и изучения продуктивной деятельности детей педагоги выносят предложения по возможной корректировке проекта, методов, приемов работы с детьми и родителями, определяют дальнейшие перспективы данного проекта : продолжить накопление материала для обобщения опыта работы по данной проблеме; взять за основу тематического плана; включить конспекты занятий и развлечений в уже имеющийся в ДОУ цикл мероприятий по данной лексической теме и т. д.

Учитывая, что проектная деятельность развивает целенаправленность и произвольность, обучает самостоятельной работе и работе в группе, позволяет осваивать различные способы деятельности, развивает общий кругозор ребенка. Возникло предположение, что такая форма работы позволит вывести коррекционную работу на необходимый уровень эффективности.

В процессе реализации проектной деятельности с детьми с умственной отсталостью нами выделены следующие её особенности:

1. Проектная идея принадлежит взрослому, выбирается с учетом максимального решения коррекционных задач в процессе проектной деятельности с учетом уровня индивидуального развития и интересов каждого ребенка. При этом сама коррекционная задача может быть ребенку неизвестна (например, развитие мелкой моторики, управление эмоциональным состоянием).

2. Более эффективны проекты, направленные на преобразование объектов окружающей среды, практически ориентированные. Такие проекты понятны детям с умственной отсталостью т. к. соответствуют конкретному типу мышления, позволяют им справиться с проектной задачей, чувствовать себя успешными.

3. Планирование проектной деятельности осуществляет взрослый, он же следит за выполнением плана и обсуждает успешность выполнения с детьми.

4. Рекомендуются групповые проекты (малые группы детей с небольшой разницей в интеллектуальном развитии). Это позволяет снизить тревожность по отношению к взрослому и при этом же в малой группе дети с удовольствием идут на контакт со взрослым, тогда как при индивидуальных занятиях быстро теряют интерес к общению.

5. При выборе практических способов деятельности следует отдавать предпочтение способам, развивающим сенсорное восприятие (использование различных материалов с переменной температурой, различных цветов, текстур, звуков, запахов и пр.). Уделять внимание исследованию самого материала, его свойств, как с ним лучше работать. Б. Прейер говорил: «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь». Упражнения на развитие мелкой моторики, тонкой дифференциации сенсорного восприятия часто не вызывают энтузиазма у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, им их делать трудно и сложно мотивировать их на достаточно длительное выполнение. В тоже время в процессе проектной деятельности, увлекшись групповой работой, они могут сделать большой объем такой работы.

6. Каждый способ деятельности отрабатывается достаточно времени, пока все участники проектной группы его не освоят, поощрять взаимопомощь, совместную деятельность, но в тоже время отмечать вклад каждого в общее дело. Осваивать различные виды работ следует от простого к сложному. Взрослый в процессе работы помогает и обучает способам деятельности, при этом учитывают, что в этом случае сам процесс изготовления продукта более важен, чем продукт.

7. Презентация продуктов проекта проводиться для детей дошкольной организации, педагогов, что развивает социализацию детей с ОВЗ в детском коллективе, поднимает самооценку участников проекта.

Использования проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) группах коррекционной направленности.

Проанализировав методическую литературу по организации проектной деятельности дошкольников, понятно, что сегодня каждый автор предлагает свой подход, свое видение.

Суть педагогической технологии развития проектной деятельности дошкольников, предложенная Е. С. Евдокимовой, более приемлема, и заключается в том, что в ней выделены этапы и определен возрастной диапазон формирования проектной деятельности у дошкольников :

Е. С. Евдокимова предлагает алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе освоения проектирования, так как формирование проектной деятельности дошкольников, возможно только при непосредственном участии и поддержке взрослого.

Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольниковисходя из особенностей их психического развития:

Подражательно- исполнительский (от 3,5 - 4 до 5 лет)

Развивающий (конец 5-го года жизни)

Творческий (конец 6 - 7-й год жизни)

Изучив данную технологию, мы пришли к выводу, что точное ее использование в нашей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью невозможно. Нашу группу посещают дети разного возраста от 5 до 8 лет, соответственно это должен быть второй и третий этап формирования проектной деятельности по данной технологии, но по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, во - вторых усвоение полученной информации проходит более длительный период времени. Перед началом использования метода проектирования в коррекционной группе совместно с педагогами мы провели анализ способности мышления детей по показателям:

• способность обнаружить проблему;

• способность ставить задачу;

• способность планировать свои действия;

• способность оценивать ситуацию;

• способность находить решение.

Дети в коррекционной группе не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти.

Принимая во внимание особенности развития детей с умственной отсталостью, мы не можем использовать в работе проекты, предназначенные для дошкольников детского сада.

При работе с детьми с умственной отсталостью проекты необходимо проводить на подражательно-исполнительском уровне так же возможно использование развивающего уровня осуществления проектной деятельности частично с корректировкой.

Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной категорией детей разумным будет использование :

Игровых проектов, которые способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.

Практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями (экстернальная интеграция) так как некоторые роли сложны для детей в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

Исследовательские проекты – для детей с умственной отсталостью не всегда актуальны (но возможны) из-за отсутствия у детей сформированных приемов: анализа, сравнения и др.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

По количеству участников проектов лучше если они будут групповые.

Продолжительности проведения: долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

И здесь очень важна работа педагога.

Он должен:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

использовать индивидуальный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями, способствовать выявлению и развитию у них творческих способностей. Помогает систематизировать образовательный процесс в группах коррекционной направленности, позволяет оптимально совмещать различные методы обучения для усвоения определенной темы, позволяет раскрыть и проявить творческие способности педагогов, заинтересовать и привлечь родителей.

Каждый год в нашей группе проходят различного рода проекты : это долгосрочные, «Делаем сами своими руками»«Сказочная страна»«Домашние животные – наши друзья», а также краткосрочные «Ловкие пальчики» и т. д. В рамках проектов используются разнообразные формы работы: наблюдения, открытые показы образовательных деятельностей, выставки рисунков и поделок, изготовление картотек дидактических и подвижных игр, мероприятия и развлечения с родителями воспитанников, конкурсы. Педагоги стараются привлечь всех и совместно достичь цели и определенных результатов.

Выводпроектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьей в вопросах использования педагогических технологий, способствующих привлечению родителей воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс.

Проект : «Делаем сами своими руками» (развитие мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности)

Тип: Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество участников: 10 воспитанников, педагоги, родители.

Цель и задачи:

Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью в разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий.

Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

Способствовать развитию любознательности и познавательной активности.

Привлечь к изготовлению поделок родителей (законных представителей)

Построение занятий от простого к сложному с применением игровых методов и приемов, с использованием ТСО.

Расширение детского опыта и применение его на практике.

Укрепление детско-родительских отношений.

СрокиПроект рассчитан на 8 месяцев и включает следующие этапы

1. Подготовительный этап:

• Изучение научно-методической литературы по данной теме:

«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной,

«Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козаковой,

«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьевой,

«Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комаровой, О. Ю. Зыряновой,

«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М. М. Кольцовой,

• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей (законных представителей);

• подбор и изготовление наглядно-демонстрационного, раздаточного материала

2. Диагностический этап:

Мониторинг развития детей.

При организации и реализации проекта был разработан мониторинг навыков развития моторики и продуктивных видов деятельности, который позволяет оценить уровень развития и определить эффективность работы.

В основе мониторинга использовался диагностический материал:

Н. В. Верещагиной ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт – Петербург 2015 г. ;

тестовые задания для определения уровня сформированности мелкой моторики детей дошкольного возраста с умственной отсталостью состоящие из 4 серий заданий:

1 серия заданий: Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы») автор Осипова Л. Б. ;

2 серия заданийИсследование реципрокной координации движений: пробы Озерецкого Н. И., из методики Левченко И. Ю. ;

3 серия заданийИсследование графомоторного навыка: из комплекта рабочих материалов / под редакцией М. М. Семаго. ;

4 серия заданийИсследование особенностей действий с предметами: автор Осипова Л. Б.

Мониторинг направлен на выявление уровня сформированности предметно-практических действий и развития мелкой моторики.

Изучалось умение детей действовать совместно со взрослым по показу, образцу, речевой инструкции.

Перечень основных мероприятий

Образовательная область Мероприятие

Познавательное развитие. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельностьпсихические процессы Коррекционно-развивающие игры:

Захват сыпучих и мелких предметов щепотью: Игра «Золушка» : Игра «Посыпаем дорожки».

Захват сыпучих материалов, мелких предметов обеими руками (захват ладонями). Игра «Нанизывание бусин на шнурок»

Выкладывание дорожек и простых предметов из мелких предметов и мозаики

Социально – коммуникативное развитие Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Художественное творчество Выполнение продуктивной деятельности :

Рисование: "Маленькой елочке холодно зимой", «Цветочки для мамочки»

Лепка«Падают, падают листья»«Мы слепили снеговика»«Вот такой у нас мостик»,

Аппликация«Вот такие у нас листочки»«Снежок порхает»«Лоскутное одеяло»

Конструирование«Горка»«Стол и стул для матрешки»«Вот такой у нас мостик»

Предметно – развивающая среда Пополнение уголка детского творческого развития (карандаши, пластилин, природный материал, бросовый материал, краски и т. д.)

Развитие мелкой моторики Заучивание пальчиковых игр;

Игровые упражнения по развитию движений пальцев и кистей рук;

Совместная деятельность с родителями (законными представителями) Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей (законных представителей).

Выполнение общей творческой работы.

Участие в закреплении разучиваемых пальчиковых игр, сказок с детьми дома.

ВыводИспользованная система дала положительный результат и объединила в общей работе педагогов, родителей и воспитанников.

Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») : учебно – методическое пособие. –М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. – 144 с., перераб и доп.

Бычкова Е. Н., Перминова Е. В. игры и упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2013. – 32 с. : ил. – (Серия «От 3 до 5»).

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1 – 3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных организаций и родителей] / Е. А Янушко. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2019. – 269 с. : ил. + цв. вкл.

Большакова С. Е. формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).