Главные вкладки
Обобщение опыта работы "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
воспитателя МБОУ «Гимназия № 11», корпус 3, г. Бийск
Буниной Маргариты Петровны
по теме самообразования: «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
«Вводя дитя в народный язык,
Мы вводим его в мир народной мысли,
народного чувства, народной жизни,
в область народного духа»
К.Д. Ушинский
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основе данной темы заложены ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, осуществляется система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, с основами русской народной культуры.
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные и др.). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.
Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель: «Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества».
Основными задачами моего направления являются:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературе.
2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
3. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
4. Обогащать речь детей, способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);
5. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
6. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи, творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
7. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
8. Объединять усилия ДОУ и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
- Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов, потешек, закличек, считалок и др., рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
- Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
- настольный театр;
- театр на палочках;
- пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
- кукольный театр;
- иллюстрационный материал по сказкам и произведениям.
На первом этапе своей работы я провела:
1. Анализ диагностики с целью выявления знаний детей по русскому фольклору.
2. Повышала уровень своих знаний, изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.
3. Разработала перспективный план работы по данной теме.
4. Изучила влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
На втором этапе своей работы по теме самообразования я изучила и подготовила необходимый материал для дальнейшей работы и применения полученных знаний на практике.
Создала для работы картотеку пальчиковых игр, загадок, закличек, пестушек, потешек, и др., которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах. Для удобства в работе с детьми изготовила лэпбук «Устное народное творчество «От колыбели до школы».
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают небольшие стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают.
Одним из важных направлений является работа с родителями. Рекомендую родителям использовать устное народное творчество в собственной речи, при индивидуальных беседах с детьми. Оформила для них папки – передвижки, консультации, беседы, буклеты: «Родители - книга – ребенок», «Устное народное творчество в развитии речи детей», «Растим говоруна», «Значение фольклора в духовно-нравственном воспитании детей», «Пальчиковые игры как средство развития речи детей», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Использование чистоговорок и скороговорок для развития голосового аппарата и закрепления звукопроизношения», «Семь секретов воспитания интереса к чтению», «Как приобщить ребенка к русской культуре».
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. В результате работы по данной теме самообразования у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству, обогатилась устная речь, фантазия и воображение. У родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне помогла литература и интернет-ресурсы:
- Методическое пособие автора Косаревой В.Н. «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет» издательство «Учитель» 2021 г.
- Куликова С.Ю. «Детям о культуре и традициях русского народа» издательство «Паритет», 2023 г.
- Данилина Г.Н. «Дошкольнику-об истории и культуре России», изд. «Аркти» 2003 г.
- Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», изд. «Аркти», 2005 г.
- Ботякова О.А. «Солнечный круг: детский народный календарь в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений», изд. «Детство-Пресс», 2004 г.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- https://foxford.ru/wiki/doshkolnoe-obrazovanie/nashastranafolklor?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F.
- https://vk.com/wall-160177217_7094.