Обобщение опыта работы "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Бунина Маргарита Петровна

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

воспитателя МБОУ «Гимназия № 11», корпус 3, г. Бийск

Буниной Маргариты Петровны            

по теме самообразования: «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

                                       

 «Вводя дитя в народный язык,

Мы вводим его в мир народной мысли,

народного чувства, народной жизни,

в область народного духа»

К.Д. Ушинский

      Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основе данной темы заложены ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, осуществляется система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, с основами русской народной культуры.

      Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

       Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

      Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные и др.). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. 

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.  Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

       Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель: «Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества».

Основными задачами моего направления являются:

       1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературе.

       2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания      детей.

       3. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

       4. Обогащать речь детей, способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);

       5.         Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

       6. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи, творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

        7. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

         8. Объединять усилия ДОУ и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития.

      Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:

  • Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов, потешек, закличек, считалок и др., рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
  • Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

    В своей работе использовала следующие дидактические пособия:

  • настольный театр;
  • театр на палочках;
  • пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
  • кукольный театр;
  • иллюстрационный материал по сказкам и произведениям.

  На первом этапе своей работы я провела:

1. Анализ диагностики с целью выявления знаний детей по русскому фольклору.

2. Повышала уровень своих знаний, изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.

3. Разработала перспективный план работы по данной теме.

4.  Изучила влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

    На втором  этапе своей  работы  по  теме  самообразования я  изучила и подготовила  необходимый  материал для  дальнейшей  работы и  применения полученных  знаний  на  практике.

   Создала для работы картотеку пальчиковых игр, загадок, закличек, пестушек, потешек, и др., которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах. Для удобства в работе с детьми изготовила лэпбук «Устное народное творчество «От колыбели до школы».

      В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают небольшие стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают.

      Одним из важных направлений является работа с родителями. Рекомендую родителям использовать устное народное творчество в собственной речи, при индивидуальных беседах с детьми. Оформила для них папки – передвижки, консультации, беседы, буклеты: «Родители - книга – ребенок», «Устное народное творчество в развитии речи детей», «Растим говоруна», «Значение фольклора в духовно-нравственном воспитании детей», «Пальчиковые игры как средство развития речи детей», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Использование чистоговорок и скороговорок для развития голосового аппарата и закрепления звукопроизношения», «Семь секретов воспитания интереса к чтению», «Как приобщить ребенка к русской культуре».

     Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. В результате работы по данной теме самообразования у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству, обогатилась устная речь, фантазия и воображение. У родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне помогла литература и интернет-ресурсы:

  1. Методическое пособие автора Косаревой В.Н. «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет» издательство «Учитель» 2021 г.
  2. Куликова С.Ю. «Детям о культуре и традициях русского народа» издательство «Паритет», 2023 г.
  3.  Данилина Г.Н. «Дошкольнику-об истории и культуре России», изд. «Аркти» 2003 г.
  4. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», изд. «Аркти», 2005 г.
  5. Ботякова О.А. «Солнечный круг: детский народный календарь в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений», изд. «Детство-Пресс», 2004 г.
  6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  7. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
  8. https://foxford.ru/wiki/doshkolnoe-obrazovanie/nashastranafolklor?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F.
  9. https://vk.com/wall-160177217_7094.