Главные вкладки
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДЫГЕЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»
Дошкольные группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №13» п.Новый
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДЫГЕЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»
Автор статьи:
учитель-логопед
ДГ МБОУ «СШ №13» п.Новый
Куценко О.В.
В дошкольном образовании работаю уже 10 лет. Начинала свой педагогический путь в должности воспитателя. При переходе в новое дошкольное образовательное учреждение, ДГ МБОУ «СШ №13» п.Новый, пройдя соответствующее обучение и переквалификацию, продолжаю работать в должности логопеда.
ДГ МБОУ «СШ №13» п. Новый посещают дети разных национальностей. Основной контингент воспитанников русскоговорящии дети. Для реализации регионального компонента, приобщения детей к культуре и обычаям местного населения, в нашем дошкольном учреждении широко используется национальный компонент. Ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для восприятия региональной культуры, для усвоения местных национальных особенностей, определенных традиций окружающей их среды.
Основной формой моей работы, как логопеда, являются коррекционно-образовательные занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи. Реализация регионального компонента осуществляется мною в процессе коррекционно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
На занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста изучаем народные сказки: русские(«Хаврошечка», «Царевна - лягушка», «Лиса и волк», «Петушок и бобовое зернышко») и адыгейские(«Три друга», «Губная гармошка», «Заяц и его мать» , «Золотой кувшин», «Фаруза» и т.д ). Дети слушают сказки, а потом пересказывают с использованием наглядного материала, с игрушками, с разными видами театра.
При рассмотрении сказки мною подбираются грамматические задания: на словообразование («Скажи ласково о родных», «Назови ласково персонажей сказки»), словоизменение («Установи родственные связи»), согласование разных частей речи друг с другом («Сравни предметы», «Какой? Какая? Какое?»), подбор слов, противоположных и близких по значению («Скажи наоборот»). Также с каждым ребенком провожу работу со звуками, которые ставятся или автоматизируются у них, по следующим направлениям: на выделение слов с заданным звуком («Найди все слова со звуком [Р]»), определение позиции звука в слове («Где спрятался звук?»), звуковой анализ («Назови звуки по порядку»). Задания направлены не только на развитие речи, но и развитие, внимания, логического мышления, воображения, памяти, слуха.
При выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений также использую картинки по сюжету адыгейских сказок («Ковер-самолет», вместо упражнения «Парус»; «Яблочко катится по тарелочке», вместо упражнения «Вкусное варенье» ; «Жар-птица», вместо упражнения «Качели», «Подуем на ковер-самолет», «Жарптица пархает» и т.д).
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. Все герои сказок, как правило, в народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: орнамент, бурка, папаха и т.д.
В моей работе используются и творческие задания. Одним из полюбившемся ребятам является сухой бассейн, где спрятаны герои сказок. Дети с удовольствием ищут их сами, сочиняют сказки.
Не менее эффективными в приобщении детей к истокам адыгской народной культуры, на мой взгляд, является использование на занятиях национальных игр, песенок, музыки. Моё внимание привлекли адыгейские народные игры. На моих занятиях они используются, как физкультминутки. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует лучшему усвоению местной культуры. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Непосредственно знакомство с традициями, обычаями адыгского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре адыгского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми адыгской культуры, народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости использования на логопедических занятиях адыгского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно - патриотических и духовно-нравственных качеств.