Музейная педагогика и её роль в современном воспитательно-образовательном процессе

Бубнова Людмила Михайловна

       Музейная педагогика и её роль в современном воспитательно-образовательном процессе

 

       Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи.

       Музей – (греч.- храм муз)- научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры.

       Авторы статьи «Музейная педагогика как новая научная дисциплина» Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич считают, что возникла музейная педагогика на рубеже 19 и 20в. В своей работе они дают определение музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

       Следует отметить, что взгляд на окружающий предметный мир как на средство воспитания появился в эпоху Возрождения, когда в Италии был создан «Дом радости», в котором красота архитектуры и окружающей обстановки призвана была вызвать «благостное состояние души» и способствовать развитию детей. Позднее в труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский писал, что среда ребенка должна быть приятной внутри и снаружи. В 18-19вв. предметная среда стала рассматриваться как важное средство развития ребенка в коллективе (И. Песталоцци и др.).

       Классики отечественной педагогики (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий) придавали предметной среде особое значение как фактору, влияющему на личность ребенка. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой».

       В 1905 г. создатель авторского музея А.У. Зеленко разработал концепцию детского музея, не знавшую аналогов ни в то время, ни в последующие десятилетия. Дети 8-9 лет занимались лепкой, иллюстрировали сказки. Группа мальчиков 8-11 лет пробовала свои силы в этнографических постройках. При  клубе была устроена комната, называемая «музеем», в которой собирались коллекции по ботанике и зоологии, были устроены полки для детских работ.

       Таким образом, когда мы применяем термин «предметная среда», то имеем в виду пространство, в котором происходит самостоятельная художественная деятельность, и материалы, пособия, предметы, позволяющие детям осуществлять свои замыслы.

       Трудно переоценить в этом смысле влияние и роль музея в дошкольной организации как развивающей среды, где работа с детьми становится более продуктивной, если использовать все функции музея, интегрировать этот потенциал в развивающую среду занятий.

       Где-то раньше, где-то позже музейная педагогика появилась во многих странах мира, были созданы музейно-образовательные центры. Большой вклад в развитие музейной педагогики внесли французские педагоги и музейные работники. В России так же заметна эта тенденция, развиваются музейно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске. Еще в первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский. Ими  были предложены следующие формы:

  • школьные музеи краеведческого профиля (в рамках внеурочной работы);
  • музейные кружки, в которых отрабатывались методики работы с памятником истории и культуры.

       С 1930-х гг. это направление педагогической деятельности было свернуто и возродилось только спустя три десятилетия.

       В 60-х – начале 70-х гг. ХХ века были переосмыслены музейная экспозиция и ее проектирование.

       В 1970-80 гг. в сфере музейного проектирования талантливые проектировщики среды – так называемые «средовики» дали новый импульс развитию отечественного экспозиционного искусства.

       В нашей стране новое направление в определении содержания образовательной функции музейной среды сформировалось в результате деятельности проблемной группы «Музей и образование», функционировавшей в 1980-х гг. в качестве научно-исследовательского коллектива при Министерстве образования СССР.

       Под руководством Е.Г. Вансловой, позже возглавившей Объединение музейных педагогов России, с 1984 г. в Москве действовал семинар «Музей и подрастающее поколение», получивший вскоре второе неофициальное название «Вансловских чтений». В разные годы участниками семинара были: Б.А Столяров – руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества (Санкт-Петербург), Т.Н. Панкратова и Т.В. Чумалова (Москва) – авторы программы «Окружающий мир и музей», В.А. Новожилова.

       В это же время в крупнейших отечественных музеях (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей) происходило активное накопление экспериментального опыта на базе кружковой, клубной и других форм работы.

       В 1990 г. на базе Государственного Русского музея был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества. Его деятельность ориентирована на интеграцию музея в систему образования. Сотрудниками центра в 1993-2000 гг. была разработана многоуровневая программа «Здравствуй, музей!». Она обеспечена современным учебно-методическим комплексом на бумажном и электронном носителях и реализуется сегодня более чем в 20 регионах России.

       Музей – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.

       Музей в детском саду – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности.

       Музей, музейные экспонаты в ДОО имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

       Музей в ДОО призван помочь детям открыть многообразие способов усвоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача – формирование ценностного, личностного, эмоционально-окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

       Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

       Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он более успешно, чем школа, способен решать целый ряд задач. Среди них – приобщение ребенка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

       Музейно – педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

       Посредниками между детским садом и музеем могут быть музейные педагоги, вооруженные музейной педагогикой, воспитатели и  родители. Таким образом, музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологическую базу.

 

Список литературы:

  1. Байдина Е.А. «Мини-музей в ДОО как средство патриотического воспитания»//Справочник старшего воспитателя.-2013.-№2.-С.32-37
  2. Бутенко Н.В. «Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»//Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2014.№4.-С.23-32
  3. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа./авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М, Николаева Н.Н.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.-336с
  4. Малюшова Н., «Здравствуй, музей»/ Н.Малюшова// Дошкольное воспитание.-2009.-№11.-С.24-29
  5. Жукова О.Г, Хмелева И.Н. «Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации» // Учебно-методическое пособие//СПб: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2016-120с

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика и её роль в современном

воспитательно-образовательном процессе

       Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи.

       Музей – (греч.- храм муз)- научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры.

       Авторы статьи «Музейная педагогика как новая научная дисциплина» Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич считают, что возникла музейная педагогика на рубеже 19 и 20в. В своей работе они дают определение музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

       Следует отметить, что взгляд на окружающий предметный мир как на средство воспитания появился в эпоху Возрождения, когда в Италии был создан «Дом радости», в котором красота архитектуры и окружающей обстановки призвана была вызвать «благостное состояние души» и способствовать развитию детей. Позднее в труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский писал, что среда ребенка должна быть приятной внутри и снаружи. В 18-19вв. предметная среда стала рассматриваться как важное средство развития ребенка в коллективе (И. Песталоцци и др.).

       Классики отечественной педагогики (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий) придавали предметной среде особое значение как фактору, влияющему на личность ребенка. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой».

       В 1905 г. создатель авторского музея А.У. Зеленко разработал концепцию детского музея, не знавшую аналогов ни в то время, ни в последующие десятилетия. Дети 8-9 лет занимались лепкой, иллюстрировали сказки. Группа мальчиков 8-11 лет пробовала свои силы в этнографических постройках. При  клубе была устроена комната, называемая «музеем», в которой собирались коллекции по ботанике и зоологии, были устроены полки для детских работ.

       Таким образом, когда мы применяем термин «предметная среда», то имеем в виду пространство, в котором происходит самостоятельная художественная деятельность, и материалы, пособия, предметы, позволяющие детям осуществлять свои замыслы.

       Трудно переоценить в этом смысле влияние и роль музея в дошкольной организации как развивающей среды, где работа с детьми становится более продуктивной, если использовать все функции музея, интегрировать этот потенциал в развивающую среду занятий.

       Где-то раньше, где-то позже музейная педагогика появилась во многих странах мира, были созданы музейно-образовательные центры. Большой вклад в развитие музейной педагогики внесли французские педагоги и музейные работники. В России так же заметна эта тенденция, развиваются музейно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске. Еще в первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский. Ими  были предложены следующие формы:

  • школьные музеи краеведческого профиля (в рамках внеурочной работы);
  • музейные кружки, в которых отрабатывались методики работы с памятником истории и культуры.

       С 1930-х гг. это направление педагогической деятельности было свернуто и возродилось только спустя три десятилетия.

       В 60-х – начале 70-х гг. ХХ века были переосмыслены музейная экспозиция и ее проектирование.

       В 1970-80 гг. в сфере музейного проектирования талантливые проектировщики среды – так называемые «средовики» дали новый импульс развитию отечественного экспозиционного искусства.

       В нашей стране новое направление в определении содержания образовательной функции музейной среды сформировалось в результате деятельности проблемной группы «Музей и образование», функционировавшей в 1980-х гг. в качестве научно-исследовательского коллектива при Министерстве образования СССР.

       Под руководством Е.Г. Вансловой, позже возглавившей Объединение музейных педагогов России, с 1984 г. в Москве действовал семинар «Музей и подрастающее поколение», получивший вскоре второе неофициальное название «Вансловских чтений». В разные годы участниками семинара были: Б.А Столяров – руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества (Санкт-Петербург), Т.Н. Панкратова и Т.В. Чумалова (Москва) – авторы программы «Окружающий мир и музей», В.А. Новожилова.

       В это же время в крупнейших отечественных музеях (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей) происходило активное накопление экспериментального опыта на базе кружковой, клубной и других форм работы.

       В 1990 г. на базе Государственного Русского музея был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества. Его деятельность ориентирована на интеграцию музея в систему образования. Сотрудниками центра в 1993-2000 гг. была разработана многоуровневая программа «Здравствуй, музей!». Она обеспечена современным учебно-методическим комплексом на бумажном и электронном носителях и реализуется сегодня более чем в 20 регионах России.

       Музей – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.

       Музей в детском саду – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности.

       Музей, музейные экспонаты в ДОО имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

       Музей в ДОО призван помочь детям открыть многообразие способов усвоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача – формирование ценностного, личностного, эмоционально-окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

       Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

       Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он более успешно, чем школа, способен решать целый ряд задач. Среди них – приобщение ребенка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

       Музейно – педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

       Посредниками между детским садом и музеем могут быть музейные педагоги, вооруженные музейной педагогикой, воспитатели и  родители. Таким образом, музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологическую базу.