«Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей»

Михайлова Валентина Николаевна
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Даже ребенок, который неохотно проявляет свою речевую активность в игровой деятельности, раскрывает свой потенциал. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, способствует запоминанию слов всех персонажей посредством импровизации. Дети начинают использовать
новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
В большинстве случаях родители считают главным научить ребенка читать, писать и считать. Тем самым не понимая, что без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.
Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.
Успешность развития речи детей в большей степени зависит от атмосферы, созданной родителями в семье. Имеет ли оно продолжение дома, осознают ли родители необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.
Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:
* - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.
Понятную для ребёнка моральную идею, динамичные события и персонажей, наделенных выразительными характеристиками, включают в себя сказки. Их легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
* - учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Ах ты, совушка - сова. Ты большая голова»);
* -ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить,
меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ - топ - топ».)
* - воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, тётушка Федора (игрушка, надетая на руку взрослого) пришла попросить помочь детей, найти ее посуду.
* Дома можно вовлечь детей в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у детей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения, речи большую роль играют подвижные игры с ролью. Необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Барашки и волк» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает и смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...»
Каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.