Главные вкладки
Использование сказки в речевом развитии детей
Использование сказки в речевом развитии детей.
В современном дошкольном образовании речь – это основа воспитания и обучения детей, так как от владения связной речью зависит успешное обучение в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В связной речи отражается логика мышления ребёнка. По построению высказываний, можно судить об уровне развития ребёнка. Это показатель общей речевой культуры человека.
С развитием речи связано формирование личности и всех основных психических процессов. Поэтому условия и направления развития речи у дошкольников относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из самых актуальных. Каждый педагог преследует цель – научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. К этому ребёнка подводит специальное речевое воспитание.
Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из ведущих мест. Сказка даёт возможность ребёнку в доступной форме оценить существующие проблемы. Дети получают из сказок множество познаний: новые представления о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром, с природой. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, правильно строить диалоги, развивают фантазию, воображение, делают речь эмоциональной, образной и красивой. Восприятие сказки – особый вид деятельности ребёнка, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи и являются одним из важных помощников в развитии речи ребёнка.
С развитием массового телевидения и интернета читать детям в семьях стали гораздо меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это говорит о том, что необходима специальная работа по развитию связной речи, а так как сказка полностью понятна и интересна ребёнку, то она должна быть задействована в этой работе в первую очередь. Дети дошкольного возраста, в основном слушатели, а не читатели. Русские народные сказки в дошкольном учреждении доносит до них педагог, поэтому очень важно владение педагогом навыками выразительного чтения, чтобы донести до детей каждую сказку как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным героям. Подготовка к восприятию сказки может осуществляться по-разному. Например: поместить в книжный уголок новую книгу, с красочными картинками; демонстрация игрушек, предметов имеющих отношение к содержанию сказки (а как же малознакомые предметы с объяснением их назначения и названия); специальные речевые упражнения, помогающие освоить детям содержание сказки, а затем её пересказ; обозначать необычных героев сказок (например «Пузырь» и т.д) Кто они такие? Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Так же можно использовать следующие приемы, эффективные в беседах по сказкам и помогающие лучше разобраться в содержании сказки.
Вопросы должны быть разнообразными, помогать точнее охарактеризовывать героев сказки (эпизод, отдельное слово, персонаж, поступок).
Рассматривание и анализ иллюстраций. Словесные зарисовки (какие картинки нарисовали бы дети к сказке).
Приёмы, обращающие внимание на образный язык сказки:
• Повторное чтение отрывка сказки по желанию детей.
• Припоминание о самом смешном, самом грустном, самом страшном эпизоде.
Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса. Не менее важно дать возможность детям сопоставлять и сравнивать, формировать привычку почему так, а не иначе. Поставить себя на место положительного или отрицательного героя, давая возможность выбора собственной позиции. Особое внимание должно уделяться изобретению новой сказки или эпизода. Это даёт ребёнку возможность не только сочинять, но и освоить новые пути общения друг с другом (телеграммы, записки, письма, мобильные телефоны). Таким образом можно утверждать, что сказка является эффективным средством развития связной речи у детей дошкольного возраста.