Тема: «Полигональное моделирование как средство формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования».
Тема: «Полигональное моделирование как средство формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Эмерсон
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС и ФОП ДО, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. Доказано, что мелкая моторика рук тесно связана с развитием мозга. У детей она стимулирует развитие памяти и фантазии, образного и логического мышления. В связи с этим огромное значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится полигональное моделирование.
Что такое полигональное моделирование?
Полигональное моделирование - новый вид искусства, родившийся из компьютерной графики и ручной работы. Изделия, выполненные в данной технике, могут воспроизвести любой предмет или живое существо.
Любые полигональные фигуры, состоят из граней плоскостей (полигонов), объединённых в один элемент с помощью вершин:
- Ребро – представляет собой линию, выступающую за границу грани;
- Грань (полигон) – плоскость, состоящая из треугольных или четырёх угольных ячеек, образующих сетку. Количество ячеек неограниченное;
- Вершина – точка, соединяющая рёбра.
Все объёмные тела имеют свой каркас, который составляет основу модели: с его помощью можно редактировать изделие, менять форму, вытягивать, передвигать и т. п. Благодаря полигональному моделированию из бумаги можно сделать различные элементы декора, с помощью которых украшается интерьер помещения, группу к утренникам, тематические выставки к праздникам.
Актуальность разработки: Возможность проявить себя, раскрыть творческие способности в процессе складывания фигурок в технике полигонального моделирования. Занятие предполагает закрепление полученных знаний, умений и навыков на практических занятиях в реальной жизни.
Цель: Развитие и создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники полигонального моделирования, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи: (вы видите на экране)
- создать условия для знакомства детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами полигонального моделирования,
- создать условия для формирования умения следовать инструкциям.
- создать условия для обучения различным приемам работы с бумагой.
- создать условия для знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, полигоны и т.д.
- создать условия для обогащения словаря ребенка специальными терминами.
- создать условия для развития внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- создать условия для развития мелкой моторики рук и глазомера.
- создать условия для развития художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- создать условия для воспитания интереса к искусству оригами.
- создать условия для формирования культуры труда и совершенствования трудовых навыков.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- создать условия для совершенствования трудовых навыков, формирования культуры труда, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, содержания в порядке рабочего места.
Обучение моделированию в этой технике предполагает соединение игры и труда в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. На основе образовательной деятельности осуществляется создание оригинальных творческих работ на заранее подготовленной основе (развертке, что полностью отвечает принципу возрастосообразности в развитии и воспитании ребенка.)
Моделирование из бумаги в технике полигонального моделирования развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, что особенно актуально для детейв дошкольном возрасте. Во время работы развивается память, формируются умения намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, формируется культура труда и аккуратность. Увлекательная деятельность позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.
В процессе складывания и склеивания бумажных моделей дети знакомятся с различными геометрическими фигурами, учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ и т. д.
В процессе работы дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме.
Знакомство детей с полигональным моделированием я начала с младшей группы, постепенно усложняя и подбирая поделки, соответствующие возрасту, продолжала занятия в средней, старшей и подготовительной группе.
Чтобы заинтересовать детей на первом занятии сделала выставку игрушек в технике полигонального моделирования, сделанных своими руками. Рассматривая игрушки, дети брали их в руки и играли. На этом же занятии детям объяснила, что такие игрушки можно сделать своими руками, а для этого нам потребуется цветная бумага ярких цветов. Её мы будем сгибать по-разному. Также потребуется клей, чтобы соединять части и дополнять мелкими деталями свои игрушки. И таких игрушек можно придумать очень много.
А чтобы ещё больше заинтересовать во время складывания игрушек использовала игровые приёмы, загадки, считалки, стихи, разные вопросы. Готовые поделки обыгрывали, создавали игровую ситуацию. И дети ещё больше радовались потому, что сделанные собственными руками игрушки «оживали». На следующем этапе в старшей – подготовительной группе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами работы, создавая более сложные объекты: «Геометрические фигуры», «Здания», «Достопримечательности» «Животных», «Технику».
В своей работе я активно сотрудничала с родителями, которые охотно помогали своим детям при затруднениях в моделировании сложных объектов. Дома отрабатывали некоторые навыки вырезания, сгибания, и склеивания. Некоторые родители очень заинтересовались полигональным моделированием, и увлеклись этой техникой создания объектов.
В нашем детском саду были организованы выставки и конкурсы поделок с награждением победителей.
Таким образом, полигональное моделирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Моделируя, ребенок учится не только различать внешние качества и свойства предмета, образца, у него развиваются познавательные процессы и практические действия. Так ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, анализирует его состав, последовательность действий, а потом собирает их в модель.
Это первые шаги дошкольников в самостоятельном техническом творчестве по созданию моделей простейших объектов. Но современный мир не стоит на месте, возникает вопрос: «Каким образом полигональное моделирование в дошкольном возрасте может способствовать развитию личности в будущем?» Могу с уверенностью сказать, что данная технология поможет будущим школьникам в математике, геометрии, инженерии. На сегодняшний момент разработано множество компьютерных программ, позволяющих работать с 3D графикой. Люди разных профессий: дизайнеры, конструкторы, визуализаторы, применяют их в проектировании. Самый первый метод, используемый в конструировании 3D объектов – полигональное моделирование, оно же самое распространённое при проектировании интерьеров, зданий, среды обитания человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шаблоны для полигонального моделирования | 779.63 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.93 МБ |
master_klass.docx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полигональное моделирование - новый вид искусства, родившийся из компьютерной графики и ручной работы.
Основные задачи: создать условия для знакомства детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами полигонального моделирования, создать условия для формирования умения следовать инструкциям. создать условия для обучения различным приемам работы с бумагой. создать условия для знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, полигоны и т.д. создать условия для обогащения словаря ребенка специальными терминами. создать условия для развития внимания, памяти, логического и пространственного воображения. создать условия для развития мелкой моторики рук и глазомера. создать условия для развития художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. создать условия для воспитания интереса к искусству оригами. создать условия для формирования культуры труда и совершенствования трудовых навыков. способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. создать условия для совершенствования трудовых навыков, формирования культуры труда, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, содержания в порядке рабочего места.