Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые образовательные потребности.

Кристина Александровна Теплых

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии: Дети с нарушением слуха; Дети с нарушением зрения; Дети с нарушением речи; Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития.

К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят детей, имеющих установленную инвалидность, а также какие-либо нарушения психического или физического развития: как постоянного, так и временного характера. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, ЗПР, аутизм и т.п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.

Нарушения зрения

В зависимости от степени имеющейся патологии зрения можно выделить:

  • невидящих детей, которые почти не способны пользоваться зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%);

  • слабовидящих детей (острота зрения в очках 5-40%);

  • детей с пониженным зрением (острота зрения при ношении очков 50-80%).

Нарушения слуха

К ограничению возможностей здоровья у ребенка могут приводить стойкие двусторонние нарушения, связанные с развитием слуховой функции:

  • тугоухость, влекущая за собой значительное затруднение устного речевого общения;

  • глухота, делающая его полностью невозможным.

Под тугоухостью при этом понимается стойкое снижение слуха, степень которого может быть различной: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. В свою очередь, глухие дети имеют более глубокие нарушения слуховой функции, являющиеся, как правило, врожденными или приобретенными в младенчестве.

Речевые нарушения

Что касается речевых патологий, то здесь возможны психофизические отклонения различной степени, приводящие к нарушению коммуникативной и познавательной речевых функций. Иными словами, из-за имеющихся отклонений ребенок не может использовать речь для общения с окружающими и для познания внешнего мира.

При этом такие дети имеют нормальный слух и зрение, являются интеллектуально сохранными. Этим они отличаются от малышей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной, слуховой систем и т.п.

ЗПР

Аббревиатура «ЗПР» расшифровывается как «задержка психического развития». Это довольно распространенный среди детей психолого-педагогический диагноз. Обычно он ставится ребятам, имеющим следующие особенности:

  • замедленный темп психического развития;

  • незрелость волевой и эмоциональной сфер;

  • интеллектуальная недостаточность, степень которой не является основанием для констатации умственной отсталости.

Степень выраженности перечисленных нарушений при ЗПР может сильно варьировать. Довольно часто ЗПР у ребенка сопровождается различными нервно-психическими патологиями, включая невротические, неврозоподобные, астенические и церебрастенические расстройства, препятствующие нормальной интеллектуальной деятельности малыша.

Умственная отсталость

Диагноз «умственная отсталость» ставится детям, которые имеют стойкие, необратимые нарушения в развитии психики (преимущественно в интеллектуальной сфере).

В большинстве случаев эти нарушения формируются еще в раннем возрасте или в период нахождения в материнской утробе. Связаны они обычно с органической недостаточностью нервной системы.

Патологии опорно-двигательной системы

К детям с ОВЗ также относят ребят, имеющих различные патологии двигательной функции. Например:

  • нарушения координации движений;

  • искажение двигательного темпа;

  • ограничение подвижности и т.д.

Подобные нарушения существенно затрудняют осуществление ребенком двигательных актов или делают их полностью невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).

Помощь детям с ОВЗ

Статистика показывает, что компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от того, как рано была начата целенаправленная коррекционная работа с ребенком.

Благодаря тому, что детская нервная система является довольно пластичной и гибко реагирующей на внешние воздействия, своевременная диагностика и коррекция нарушений может привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов при этом направляются на создание оптимальных условий для психического развития малыша и его социальной адаптации.

Рекомендации для родителей

Родителям, которые воспитывают детей с ОВЗ, важно помнить, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.

Так, например, при наличии у ребенка речевых нарушений, важно помнить, что развитие речи — это сложный процесс, разворачивающийся постепенно и иногда сопровождающийся различными нарушениями. Овладевая речью, ребенок многое перенимает у близких ему людей. Поэтому, взаимодействуя с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу». Следите за тем, чтобы ваша собственная речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это позволит ребенку научиться правильной координации своих речевых органов. Избегайте сложных грамматических конструкций, трудно усваиваемых детьми.

Чтобы вовлечь малыша в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, для чего и зачем.

Для развития способности звукоразличения полезными окажутся игры по типу «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т.д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.

Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Все дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, располагаются в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой. Для этой цели можно перебирать крупу, лепить, нанизывать бусины на веревку, вкладывать формы в прорези и т.д.

Занятия с ребенком будет гораздо более эффективными, если они протекают в интересной для него деятельности: в играх, повседневных занятиях и т.д. Более старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.

 

В целом же, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не следует быть с ними слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для того, чтобы компенсировать имеющиеся нарушения.

 

Комментарии

Клычева Ульяна Юрьевна

Спасибо за интересную и познавательную статью!!!

Коровина Ольга Владимировна

Здравствуйте.Спасибо за вашу информацию. Какие игры посоветуете для детей с гипперактивностью или предложите литературу. У меня в группе ребёнок "ветер" сносит всё на своём пути и не может усидеть на занятиях. Заранее, благодарю.