Проект "Нравственно-патриотическое воспитание средствами физической культуры"
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Проект составлен в соответствии с требованиями ФОП ДО, проект приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также пробуждает у него понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом.
В проект входят: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, художественное слово. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, за родной край, любовь к малой Родине.
Материалы проекта могут быть использованы инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителями, воспитателями педагогами дополнительного образования и родителями (законными представителями) в работе с детьми дошкольного возраста
Подробнее ознакомиться с проектом можно на моей страничке, а так же скачать все методические материаля для реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstveno-patrioticheskoe_vospitanie_sredstvami_fizicheskoy_kultury_-.docx | 1017.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Нравственно – патриотическое воспитание
средствами физической культуры!»
Составила и реализовала инструктор по ФК
высшей квалификационной категории:
Ярмухаметова Н.М.
Кармаскалы.
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Проект составлен в соответствии с требованиями ФОП ДО, проект приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также пробуждает у него понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом.
В проект входят: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, художественное слово. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, за родной край, любовь к малой Родине.
Материалы проекта могут быть использованы инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителями, воспитателями педагогами дополнительного образования и родителями (законными представителями) в работе с детьми дошкольного возраста
Содержание проекта | |
| 4 |
| 7 |
| 8 |
| 8 |
| 8 |
| 8 |
| 9 |
| 9 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
| 13 |
| 14 |
| 18 |
| 19 |
| 20 |
| 22 |
| 144 |
1. Паспорт проекта
Направление | Нравственно – патриотическое воспитание в физическом развитии | |
Сведения об организации | МАДОУ детский сад "Пчелка" с.Кармаскалы | |
Полное наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Пчелка" с.Кармаскалы муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан | |
Фактический адрес организации | 453020, Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, с.Кармаскалы, ул. Мира 5 | |
Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации | Заведующий МАДОУ детский сад «Пчёлка» с.Кармаскалы Дильмухаметова Альфина Филорисовна | |
Телефон организации | 8(34765)2-23-35 | |
Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет | Е mail: pjelka2011@yandex.ru web сайт: https://dspjelka.02edu.ru/sveden/common/ | |
2. Сведения о проекте | ||
Наименование проекта | «Нравственно – патриотическое воспитание средствами физической культуры!» Проект познавательно - образовательный | |
Нормативно-правовое обеспечение проекта | Законодательной базой проекта являются: | |
Авторы-составители проекта | Авторы-составители проекта: Ярмухаметова Наталья Михайловна Исполнители: педагоги, музыкальный руководитель, родители (законные представители) воспитанников | |
Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта | Тема патриотического воспитания молодежи особенно актуальна сейчас, в период СВО – специальной военной операции на Украине. С начала специальной военной операции особенная необходимость возникло в том, чтобы донести понятие патриотизма до подрастающего поколения. Воспитание Гражданина (с большой буквы) – общая цель всех структур в России. Сегодняшняя задача патриотического воспитания входит в число приоритетных в аспекте построения этого направления воспитательной работы. | |
Цель и задачи проекта | Основная цель данного проекта: - приобщение дошкольников воспитание нравственно-патриотических чувств. Основные задачи: - обобщить представление детей о здоровом образе жизни. -дать детям знания о родном крае, его истории, культуре, достопримечательностях; -воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой Родине; -повысить уровень вовлеченности родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность ДОО как активных субъектов. | |
Основные принципы | - принцип гуманизации; -принцип дифференциации; - принцип интегративности; -принцип наглядности. | |
3.Ресурсное обеспечение проекта | ||
3.1.Целевая аудитория | Воспитанники старших и подготовительных к школе групп | |
Срок реализации проекта | С 13.01.2020 г. по 30.05 2020 г., действующий | |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФОП ДО. Контроль над исполнением проекта осуществляет заведующий ДОО в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта. Механизм реализации проекта предусматривает системно-деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий. | |
Ресурсное обеспечение | Нормативно - правовое; -кадровое; -материально- техническое; -финансовое; -информационно-методическое. |
«Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Параолимпийских играх и на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно,
является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма».
В.В. Путин.
2. Актуальность проекта:
Мною разработан образовательный проект «Нравственно – патриотическое воспитание средствами физической культуры!» в связи с тем, что в последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты, экскурсии.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и досуги. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, подвижные игры дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей, о защитниках нашей Родины. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Тема патриотического воспитания молодежи особенно актуальна сейчас, в период СВО – специальной военной операции на Украине. С начала специальной военной операции особенная необходимость возникло в том, чтобы донести понятие патриотизма до подрастающего поколения. Воспитание Гражданина (с большой буквы) – общая цель всех структур в России. Сегодняшняя задача патриотического воспитания входит в число приоритетных в аспекте построения этого направления воспитательной работы.
3. Тип проекта: познавательно - игровой
4. Продолжительность проекта: долгосрочный
5. Срок реализации: сентябрь - ноябрь.
6. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители).
7. Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.
8. Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления о России, как о родной стране и о республике Башкортостан, как родном крае;
- обобщить представление детей о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности при сотрудничестве с взрослым (родителем (законным представителем), педагогом);
- развивать выносливость, ловкость, выдержку, моторику пальцев рук, укреплять мышцы ног, рук, живота; культурно-гигиенические и физические навыки.
- укреплять здоровье и физическое развитие детей;
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами физической культуры.
- воспитывать желание быть опрятным, аккуратным;
- формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания;
- воспитывать упорство, настойчивость в спортивных играх; внимание, отзывчивость, взаимопомощь и взаимовыручку;
9. Проблема проекта: Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна, из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.
10. Новизна проекта состоит в том, что использование инновационных подходов в организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.
11. Практическая значимость проекта определяется тем, что:
- внедрена в практику модель организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию;
- обогащена предметно-пространственная среда в соответствии требованиями ФОП ДО;
- подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии, консультации для родителей и другое)
12.Основные принципы
При выстраивании педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию средствами физической культуры положены следующие принципы:
Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской юношеской спортивной школой, и т. п..
Принцип наглядности - наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия.
13. Ожидаемые результаты проекта:
- результат на уровне ребенка:
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края, о выдающихся спортсменах родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение у детей социально-нравственных чувств и отношений;
- формирование системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
- формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
- результат на уровне родителей:
- повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах физического развития и формирования ЗОЖ;
- повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно - патриотического воспитания;
- активизирование интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
- развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей;
- формирование желания сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
- сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
- результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
- результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание единого социума: педагоги – дети – родители - общественность в сфере нравственно-патриотического развития личности дошкольника.
- практический результат:
1.Создание системы занятий по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников средствами физической культуры.
4. Обогащение предметно – развивающей среды ДОО по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
14. Пути и механизмы реализации проекта:
Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФОП ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.
Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме и деятельность участников проекта.
15. Этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Сроки | |||
1-й этап – подготовительный | |||||
1 2 3 4 | Определение проблемы, задачи и цели проекта; Составление плана реализации основного этапа проекта; Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике для практического обогащения проекта (подготовить опыты с микроскопом, стихотворения, музыку для ритмичных физкультурных упражнений, подвижных игр, средств и пособий) С педагогическим коллективом: - определение целей и задач проектной деятельности; - разработка маршрута реализации проекта, с обсуждением представленных предложений и мнений | Сентябрь 05.09-09.09 | |||
2-й этап основной | |||||
1 2 3 4 5 | Анкетирование родителей (законных представителей): «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» (приложение 1) Утренняя гимнастика «Молодцы-удальцы». (приложение 2) Консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей». (приложение 3) Беседа – Богатыри русской земли (приложение 4) Участие в физкультурно-спортивном комплексе «К стартам готов!» (1 ступень ГТО) (приложение 5) | Сентябрь 12.09-16.09 | |||
6 7 8 9 | Утренняя гимнастика «Россия огромная страна» (приложение 2) Дидактическая игра «Зарядка для мозга» (приложение 6) Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Картотека башкирских подвижных игр (приложение 7) | Сентябрь 19.09-23.09 | |||
10 11 12 13 | Беседа с детьми на тему «Виды спорта». (приложение 8) Фотовыставка «Моя спортивная семья» Подвижная игра «Самолеты» (приложение 9) Спортивный досуг «Путешествие в страну башкирских народных подвижных игр» (приложение 10) | Сентябрь 26.09-30.09 | |||
14 15 16 | Русская народная подвижная игра «Рыбаки и щучки». (приложение 9) ОД на тему «Мы-строители» (приложение 11) Презентация и дидактическая игра «Зимние и летние виды спорта» (приложение 12) | Октябрь 03.10-07.10 | |||
17 18 19 20 21 | Физкультминутки для детей дошкольного возраста» (приложение 13) Подвижная игра «Уральский мяч» (башкирская народная игра) (Приложение 7) Беседа «Знаменитые спортсмены России» (приложение 14) ОД «Учимся быть солдатами» (приложение 15) Разучивание танца «Россия – мы дети твои» (приложение 16) | Октябрь 10.10-14.10 | |||
22 23 24 25 | Неделя здоровья. Физкультурный праздник «Мой папа самый лучший!» (приложение 17) Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (приложение 18) Игры–соревнования на свежем : «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Доставь воду на передовую», «Меткий стрелок» (приложение 19) | Октябрь 17.10-21.10 | |||
26 27 28 | Утренняя гимнастика «Россия огромная страна» (приложение 2) Консультация: « Эффективное взаимодействие ДОО с семьей по оздоровлению детей». (приложение 19) Разучивание танца «Россия – мы дети твои» (приложение 16) | Октябрь 24.10-28.10 | |||
29 30 | «Беседа о мужестве и храбрости» (приложение 20) Я познаю Родину. Физкультурный праздник «День народного единства» (приложение 21) | Ноябрь 31.10-04.11 | |||
31 32 33 | Игровые упражнения: «Перетяни канат» (приложение 9) Повышение квалификации по теме проекта: слушание онлайн круглого стола (приложение 22) Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс «Йешлек» (приложение 23) | Ноябрь 07.11-11.11 | |||
3-й этап заключительный | |||||
1 2 3 4 5 6 | Итоговое мероприятие, нравственно-патриотическая квест-игра для старшего дошкольного возраста «Мы – патриоты Родины своей!» (приложение 24) Вывод (приложение 25) Дистанционная презентация проекта в родительской группе Методические рекомендации (приложение 26) Фотоотчёт по проекту (приложение 27) | Ноябрь 14.11-18.11 |
16. ЛИТЕРАТУРА.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028)
4. Алёшина Н.В Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.: УЦ «Перспектива», 2008г.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –352 с.
6.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
7.Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – с. 100.
8. Никонова, Л.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова. — Минск: Харвест, 2010. – 201 с.
9. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами / А.Д. Жариков. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
10. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2.-2012; № 5,№ 8. — 2015.
11. Интернет ресурсы.
17 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ожидаемые результаты проекта достигнуты:
- Заложена основа нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;
- Дети продолжают приобщаться к общественно – нравственным ценностям.
- Расширены у детей и родителей представления о здоровом образе жизни.
- Улучшены показатели физического развития, эмоционального состояния.
- Приобретенные навыки помогают осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволило снизить заболеваемость детей.
- Воспитанники получили знания об истории родного Отечества.
- У детей продолжается формирование навыков социального общения с взрослыми.
- Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье детей, но и сформировать у них знания о прошлом России, о защитниках Родины и развитие
нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
18. Методические рекомендации
Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, и тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. Всё это стало основой сотрудничества, общения с воспитателями, родителями и сверстниками, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитателями и состояние современной практики ДОО можно сделать следующие выводы: в ДОО уделяется внимание решению задач формирования патриотических чувств детей, однако, работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.
Проведенный педагогический проект дал положительные результаты. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стал более эффективным при использовании метода проекта, направленного на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом. Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.
Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности».
Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
- Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями потребностями.
Таким образом, данный проект рекомендуется использовать в дошкольных образовательных учреждениях не только инструкторами по физической культуре, так и воспитателями, или же учреждением в целом. Ведь нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
- Мне нравится (4)