"Игры с песком, как элемент "Говорящей среды" в работе с детьми дошкольного возраста"

Ябурова Зоя Сергеевна

Одной из проблем современной дошкольной педагогики является низкая речевая активность детей.  Мы живём в мире, в котором речь отходит на второй план. Дети и взрослые активно взаимодействуют с гаджетами, а ведь всем известно, что хорошо развитая речь это основа коммуникации, без правильно развитой речи, не будет грамотного письма, да и человек, который не может грамотно и чётко выражать свои мысли навряд ли сможет добиться высот в современном обществе. В связи с происходящими переменами  возникает потребность в поиске новых способов решения воспитательных и образовательных задач.

 «Говорящая среда» - мотивирующая образовательная среда, которая стимулирует развитие творческих способностей ребёнка, мотивирует ребёнка к познанию мира и себя в нём, помогает ребёнку реализовать свои задумки и воплотить их в жизнь, а это в свою очередь создаёт возможность для успешного преодоления речевых дефектов и благотворно влияет на развитие речи в целом. 

Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи игры с песком являются незаменимым средством в развитии речи детей дошкольного возраста.

Игры с песком дают возможность вести целенаправленную  работу с детьми дошкольного возраста по формированию и развитию правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, активизации словаря и связной речи, а так же способствуют развитию мелкой моторики рук и графических навыков, положительно влияют на эмоциональное состояние детей.

Занятия с применением песочной терапии начинаются с ритуала приветствия – Песочная фея предлагает детям  поиграть с ней. Фея просит «нежно», а затем «сильно» поздороваться с песком. Дети дотрагиваются до песка пальчиком, всей ладошкой, перебирают песок межу пальчиками и ладонями, а затем  описывают и проговаривают свои ощущения – тепло или холодно, приятно или неприятно им было. В игре «Лесной зверь»  ребята по словесной инструкции пальчиками «ходят, прыгают, ползают» по песку, изображая различных животных. Затем дети обсуждают с Песочной феей, где живет тот или иной зверь, кто живет рядом, с кем дружит зверь, а кого боится. Ребятам очень нравится моделировать «живые» картинки на песке: делать горы, создавать деревья из веточек. С всевозможными ракушками и камушками ребята создают «море». Выкладывая из камней фигурки рыб, волны, кораблики дети попутно рассказывают свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет в пиратов, устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.

Очень нравится детям игра «Чей детеныш?», в которой Фея просит ребят провести дорожки от карточки с изображением детеныша к карточке с изображением мамы и назвать маму и детеныша, тем самым  дети дошкольного возраста учатся образовывать новые слова, согласовывать их в роде, числе и падеже. А сдувая с картинок песок в игре «Наведи порядок» и, раскладывая их по порядку, ребята развивают связную речь и учатся составлять рассказ.

В занимательной игре «Песочный круг» Фея предлагает детям  нарисовать круг и украсить его различными предметами, а затем придумать название своему песочному кругу и сочинить историю кем или чем был круг раньше, кто он сейчас и кем мечтает стать в будущем.

Отгадывая загадки, детям очень нравится  рисовать свои ответы на песке  и еще  располагать отгадки  там, где они должны обычно находиться.

Ну и какая же игра без сказки! При постановке чудесных волшебных сказок на песке, ребенок, рассказывая свою историю, передвигает фигурки в разных направлениях. Так дети учатся соотносить речь с движением персонажей. Дети как бы «проживают» сказку - учатся  понимать действия персонажей,  сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы мы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал.  “Проживая” сказку,  дети вспоминают слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный), учатся сопереживать и договариваться друг с другом.

Занимательные игры с песком направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное,  ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается  речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, фонематический слух, внимание, память и воображение.

Завершая занятия с песком,  дети могут нарисовать  придуманную ими сказку, историю или просто отразить в рисунке свои впечатления  от общения с Песочной феей.

В дошкольном детстве важно, чтобы ребенок занимал позицию активного творца и созидателя, поэтому необходимо вызвать у детей интерес к деятельности, пробудить мотив к творчеству.  « Говорящая среда» - современная и эффективная технология, способствующая достижению максимально возможных успехов в развитии речи детей дошкольного возраста.