Игровое пособие по безопасности для детей дошкольного возраста

Труфанова Татьяна Васильевна

Азбука безопасности для дошкольников

Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни.

Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые

напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Поэтому основная задача взрослых – прививать детям культуру безопасного поведения.

Безопасность поведения на улице, в быту, общение с людьми – всё это составляющие общей культуры безопасности.Но если мы будем всё время одёргивать ребёнка и говорить о том, что тут он может

попасть под машину, там обжечься, здесь поранится, ничего хорошего из этого не

получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.

Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для

них игровой форме,которая тесно переплетается с познавательным процессом.

В работе для формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения и

здоровым образе жизни, я использую пособие «Основы безопасности детей дошкольного

возраста».

Для работы с детьми предлагается четыре рабочие тетради, с цветными иллюстрациями,

разрезными материалом и подробными методическими рекомендациями. Всё в

совокупности является системной развивающих заданий для ребёнка.

Так же родители используя рекомендации воспитателявоспитывают ребёнка в семье.

Содержание первой рабочей тетради направленно на формирование у детей знаний об

осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Вторая рабочая тетрадь посвящена развитию основ экологической культуры ребёнка и

становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строения

человеческого организма.

Третья рабочая тетрадь освящает тематику, как физическое, так и психическое здоровье человека, и направленно на формирование ценностей здорового образа жизни.

В четвёртой тетрадке рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Приступая к работе с очередной рабочей тетрадью, я заранее познакомилась со всеми заданиями.

В первых трёх тетрадях даётся – 12 заданий, в четвёртой – 10 заданий.

Следует отметить, что содержание методического комплекта не сводится только к работе стетрадями.

Ведётся целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрачивая отдельные режимные моменты.

Если тема не укладывается в одном задании, провожу несколько занятий или продолжаю эту работу в различных видах деятельности детей.

Работая с тетрадью № 1, дети хорошо запоминают круг опасных предметов (колющих, режущих, пожароопасных предметов, понять последствие неосторожного обращения с ними.

Так же использую стихи. Загадки, пословицы, связанные с содержании той или иной темы. Их можно использовать на разных этапах её раскрытия в соответствии с определёнными педагогическими задачами.

Работа с тетрадями, я знакомлю детей, как с традиционными темами (например знакомства со съедобными и ядовитыми грибами растениями); так и совершенно новые темы и методы (тренинг, поведения в опасных ситуациях, психотерапия детских страхов) Достаточно подробно описываю детям строение человека, функции ого организма (тетрадь №2). В этой теме главное не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Важно побудить ребёнка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство. Осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано, современной экологической ситуацией, ухудшение состояния здоровья.

Материал на эти темы даётся детям раскрытии причинно – следственной связи.

Важно формировать у ребёнка бережного отношения к природе и её обитателям, так как человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой.

Формирование безопасного поведения неизбежно связанно с целым рядом запретов.

При этом взрослые люди, любящих и опекающих своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют эти слова«не трогай»«отойди»«нельзя».

Или, напротив, пытаются объяснить, что - либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт образный результат. Если запретов будет слишком много ребёнок не сможет выполнять их, и неизбежно будет нарушать.

Что же делать?

Задайте себе самому вопросы:

• Может быть, я действовал только путём прямого запрета, и ребёнок не понял значения данного правила?

• Может быть, у ребёнка не было достаточного времени, чтобы его усвоить?

• Может быть, я недостаточно стимулировала выполнение правил, не поощряла ребёнка за их соблюдения?

• Последовательно ли моё собственное поведение, придерживаюсь ли я сама данных правил?

• Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx546.99 КБ

Предварительный просмотр:

               

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

                                                                    Подготовила: воспитатель Труфанова Т.В.

http://mil-mbdou17.gauro-riacro.ru/organisacii/3933/news/2017-10-25/%D1%8D%D1%8Di.jpg

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические  игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений из  правилах безопасности и последствиях их нарушения («Дошкольное воспитание» 2005, №6; 2006, №7, 2007, №7 и 9).

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать свое рабочее место, игрушки. Порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также  использование  макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во – первых, выявить, как ребенок, скорее всего поступит в той или иной ситуации, во – вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, полицейский, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться).

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким – либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические  занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.

http://crb-temruk.ru/upload/iblock/0c5/0c58e710f9e97664d64fdc708d629c63.jpg

Литература:

  1. Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД». -  М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.

     2. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено». -  М. Эксмо, 2006.- 64 с.

     3. Пикулева Н. «Дорожная азбука». - Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.