"Работа с детьми с нарушениями интеллектуального развития".

Андреева Т.М.

Одной из наиболее частой причиной детской инвалидности, являются интеллектуальные нарушения, которые способствуют различным отклонениям в состоянии здоровья и развития детей. В основе ранней реабилитации детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная диагностика интеллектуальных нарушений, за основу берутся нормативы НПР здоровых детей.

Результаты тестирования используются для контроля и эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которые может заниматься ребенок с теми или иными нарушениями жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности. Диагностируя уровень НПР у детей, нужно учитывать:

- у всех детей навыки формируются по тождественной схеме и нередко в похожей последовательности, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладеют ими очень медленно;

- в ходе тестирования выясняют какие практические умения и в какой последовательности сформировались.

Правильность проведения диагностики позволяет:

- определять успехи в обучении ребенка;

- контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации;

- вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.

Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно, чтобы он развивался и осваивал необходимые навыки следует иметь индивидуальную программу педагогического воздействия на каждого ребенка.

Нужно оценивать 3 проблемы:

- перечень навыков и умений, которыми ребенок в итоге должен овладеть;

- уровень интеллектуального развития малыша и объем его социальной недостаточности;

- время и средства необходимые для достижения поставленной цели.

Составляя программу для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо учитывать, что чем раньше начнется реабилитационный процесс, тем больше надежд на достижения социально-значимых результатов. Цель такой программы должна учитывать реальные возможности ребенка. Определив цель необходимо сформулировать перечень задач, которые станут ориентиром в выборе направлений работы, помогут спланировать основные занятия с ребенком и рационально использовать различные бытовые и режимные ситуации для повторения или закрепления отдельных достижений ребенка.

Раннее педагогическое вмешательство необходимо для детей, отстающих в умственном и физическом развитии, однако оно показано и детям с нормальным интеллектом, но имеющим физические недостатки, которые могут замедлить или затруднить их дальнейшее развитие.

Ребенок продвигается вперед во многих сферах почти одновременно, поэтому ему надо помогать сразу по нескольким линиям развития, сначала выбрать упражнения, которые помогут ему лучше освоить то, что он уже умеет, затем перейти к следующему этапу обучению.

Обучение новым навыкам и умениям надо проводить постепенно маленькими этапами, которые ребенок в состоянии хорошо освоить. Во-первых, нужно научить поднимать ребенка голову, когда он лежит или сидит на руках, когда ребенок освоит движения головой, его можно учить переворачиваться, все это осуществляется в процессе игр и во время ухода за ребенком. Взрослый побуждает малыша следить за игрушками, тянуться за ними, принимать различные положения и т.д.

Помогать ребенку нужно настолько, насколько это ему необходимо, побуждая его все больше самостоятельно выполнять упражнений.

Следующим этапом реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является развитие хватательного навыка, умение тянуться к предметам, координировать взаимодействие двигательного и зрительного анализатора.

Основными принципами занятий по развитию навыков владения телом, координации движения, чувства равновесия и умения сидеть являются:

- прежде чем ребенок начнет подниматься, его необходимо научить держать голову, поднимать и поворачивать ее;

- ребенок будет сидеть тогда, когда научится удерживать корпус в вертикальном положении, опираясь руками, чтобы не упасть;

- учим ребенка удерживать равновесие;

- хвалим ребенка за его успехи;

- сокращаем объем помощи ребенку добиваясь, чтобы он делал все самостоятельно;

- отрабатывать навыки, использовать современные пособия и тренажёры;

- вырабатывать у ребенка чувства опасности и осторожности;

- навыки отрабатывать лучше всего, когда ребенок находится на животе или на коленях у взрослого.

Следующим этапом является обучение детей умению ползать. Многие дети начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, а затем вставая на четвереньки или перемещаясь сидя на ягодицах. Часть детей пропускают этап этого двигательного развития, они не ползают, а после того, как овладевая имением сидеть начинают вставать и ходить.

Научить ребенка ходить можно лишь в том случае, если он научится удерживать равновесие и хорошо чувствовать центр тяжесть своего тела. Подготовка к самостоятельной ходьбе должна осуществляться на всех этапах двигательного развития ребенка. Существует много приемов, облегчающих инвалида стоять, ходить координировать движения и сохранять равновесия. При осуществлении простейших манипуляций и обучении элементарными навыкам самообслуживания малыш получает множество новых впечатлений, знакомится со свойствами предметов – их формой, величиной, цветом, массой.

В процессе педагогической реабилитации ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо развивать у него любознательность, интерес в окружающему миру, одновременно обучая его действовать с предметами, играть, рисовать и конструировать.

Ребенка нужно научить заранее обдумывать свои действия, применять приобретенные знания и навыки в различных ситуациях.

Успех реабилитации зависит от постоянного и пристального внимания специалистов, от глубины постижения нужд и интересов ребенка, изучения особенностей его развития. При этом реабилитационная помощь не должна никогда прерываться, т.к. ее эффект может наступить неожиданно.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Работа с детьми с нарушениями интеллектуального развития".

Одной из наиболее частой причиной детской инвалидности, являются интеллектуальные нарушения, которые способствуют различным отклонениям в состоянии здоровья и развития детей. В основе ранней реабилитации детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная диагностика интеллектуальных нарушений, за основу берутся нормативы НПР здоровых детей.

Результаты тестирования используются для контроля и эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которые может заниматься ребенок с теми или иными нарушениями жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности. Диагностируя уровень НПР у детей, нужно учитывать:

- у всех детей навыки формируются по тождественной схеме и нередко в похожей последовательности, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладеют ими очень медленно;

- в ходе тестирования выясняют какие практические умения и в какой последовательности сформировались.

Правильность проведения диагностики позволяет:

- определять успехи в обучении ребенка;

- контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации;

- вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.

Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно, чтобы он развивался и осваивал необходимые навыки следует иметь индивидуальную программу педагогического воздействия на каждого ребенка.

Нужно оценивать 3 проблемы:

- перечень навыков и умений, которыми ребенок в итоге должен овладеть;

- уровень интеллектуального развития малыша и объем его социальной недостаточности;

- время и средства необходимые для достижения поставленной цели.

Составляя программу для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо учитывать, что чем раньше начнется реабилитационный процесс, тем больше надежд на достижения социально-значимых результатов. Цель такой программы должна учитывать реальные возможности ребенка. Определив цель необходимо сформулировать перечень задач, которые станут ориентиром в выборе направлений работы, помогут спланировать основные занятия с ребенком и рационально использовать различные бытовые и режимные ситуации для повторения или закрепления отдельных достижений ребенка.

Раннее педагогическое вмешательство необходимо для детей, отстающих в умственном и физическом развитии, однако оно показано и детям с нормальным интеллектом, но имеющим физические недостатки, которые могут замедлить или затруднить их дальнейшее развитие.

Ребенок продвигается вперед во многих сферах почти одновременно, поэтому ему надо помогать сразу по нескольким линиям развития, сначала выбрать упражнения, которые помогут ему лучше освоить то, что он уже умеет, затем перейти к следующему этапу обучению.

Обучение новым навыкам и умениям надо проводить постепенно маленькими этапами, которые ребенок в состоянии хорошо освоить. Во-первых, нужно научить поднимать ребенка голову, когда он лежит или сидит на руках, когда ребенок освоит движения головой, его можно учить переворачиваться, все это осуществляется в процессе игр и во время ухода за ребенком. Взрослый побуждает малыша следить за игрушками, тянуться за ними, принимать различные положения и т.д.

Помогать ребенку нужно настолько, насколько это ему необходимо, побуждая его все больше самостоятельно выполнять упражнений.

Следующим этапом реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является развитие хватательного навыка, умение тянуться к предметам, координировать взаимодействие двигательного и зрительного анализатора.

Основными принципами занятий по развитию навыков владения телом, координации движения, чувства равновесия и умения сидеть являются:

- прежде чем ребенок начнет подниматься, его необходимо научить держать голову, поднимать и поворачивать ее;

- ребенок будет сидеть тогда, когда научится удерживать корпус в вертикальном положении, опираясь руками, чтобы не упасть;

- учим ребенка удерживать равновесие;

- хвалим ребенка за его успехи;

- сокращаем объем помощи ребенку добиваясь, чтобы он делал все самостоятельно;

- отрабатывать навыки, использовать современные пособия и тренажёры;

- вырабатывать у ребенка чувства опасности и осторожности;

- навыки отрабатывать лучше всего, когда ребенок находится на животе или на коленях у взрослого.

Следующим этапом является обучение детей умению ползать. Многие дети начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, а затем вставая на четвереньки или перемещаясь сидя на ягодицах. Часть детей пропускают этап этого двигательного развития, они не ползают, а после того, как овладевая имением сидеть начинают вставать и ходить.

Научить ребенка ходить можно лишь в том случае, если он научится удерживать равновесие и хорошо чувствовать центр тяжесть своего тела. Подготовка к самостоятельной ходьбе должна осуществляться на всех этапах двигательного развития ребенка. Существует много приемов, облегчающих инвалида стоять, ходить координировать движения и сохранять равновесия. При осуществлении простейших манипуляций и обучении элементарными навыкам самообслуживания малыш получает множество новых впечатлений, знакомится со свойствами предметов – их формой, величиной, цветом, массой.

В процессе педагогической реабилитации ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо развивать у него любознательность, интерес в окружающему миру, одновременно обучая его действовать с предметами, играть, рисовать и конструировать.

Ребенка нужно научить заранее обдумывать свои действия, применять приобретенные знания и навыки в различных ситуациях.

Успех реабилитации зависит от постоянного и пристального внимания специалистов, от глубины постижения нужд и интересов ребенка, изучения особенностей его развития. При этом реабилитационная помощь не должна никогда прерываться, т.к. ее эффект может наступить неожиданно.