Пластилинография в детском саду: методические особенности организации работы с детьми
Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 132.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно для занятий
Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.
Для изготовления поделки нужны будут:
- дощечки для лепки;
- стеки;
- ножницы;
- специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
- шприц без иглы;
- приспособления для выполнения узоров на материале (кондитерский шприц, пустые капсулы от фломастеров, ручек и пр.);
- бросовый материал для декорирования поделок (бусины, стразы, бисер, природные материалы и пр.).
В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:
прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:
- раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
- скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
- отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
- прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
- оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
- сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:
- размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
- примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
- налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
- заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
- смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
- Мне нравится (5)
Комментарии
Очень интересная тема.
Очень интересная тема. Спасибо за идею!
спасибо! очень интересно и
спасибо! очень интересно и полезно!
Спасибо за интересный и
Спасибо за интересный и познавательный материал! Буду использовать в работе с детьми