Работа с ножницами для дошкольников

Кобринец Елена Петровна

Ножницы – очень важный инструмент для развития дошкольника. Занятия с ножницами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Когда мы работаем с ножницами, то происходит одновременная координация левой и правой руки, которые совершают абсолютно разные движения. Так же ножницы – отличный тренажер, способствующий формированию ручной умелости дошкольника, внимательности, мышления, концентрации. Во время занятий с ножницами дети учатся ориентироваться на листе бумаги. Еще деятельность с ножницами укрепляет руку дошкольника, готовя ее к письму. Работа с ножницами особенно полезна для переключения внимания гиперактивного ребенка.

В детских садах вырезать ножницами начинают к 4 годам. В этом возрасте дошкольник проявляет особый интерес к этому инструменту, потому что часто видит ножницы у взрослых. Таким образом, чем раньше ребенок научится обращаться с ножницами и применять их в своей творческой деятельности, тем лучше.

Умение вырезать ножницами для детей привлекательный, но очень сложный и нудный процесс. Ведь ножницы нужно не просто открывать и закрывать, а еще их правильно держать. Мы знаем, что дети обожают игры. Для легкого и нескучного обучения навыкам работы с ножницами я предлагаю поиграть с детьми в игру. Давайте представим, что ножницы – это клюв любой птицы. Например, «Птичка поет песенку», «птенцы просят у мамы кушать». Когда ребенок играет, он старается держать ножницы в правильно положении и делает это с большим удовольствием!

Что же мы должны помнить, чтобы выбрать комфортные для дошкольника ножницы? Выбирать ножницы для детского творчества нужно сознательно. Они должны подходить ребенку по размеру (среднего размера) и быть с закругленными концами. Резиновая ручка у ножниц мягче и не скользит в детской ручке. Размер колечек тоже влияет на выбор ножниц. Идеально, чтобы одно кольцо было круглое (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего), это делает работу с ножницами удобнее, иначе пальчики разбегутся во все стороны. Важно также помнить, если ребенок левша, то ножницы выбираем с учетом этой особенностью.

А с чего же начинать знакомить детей с ножницами?

Мы знаем, что ножницы – это не игрушка, поэтому знать технику безопасности обязательно. Правила безопасности работы с ножницами мы всегда напоминаем дошкольнику перед началом занятия с ножницами:

1)    Пользоваться ножницами только по назначению и за столом;

2)    Ножницы нельзя брать без разрешения;

3)    Ножницы нельзя грызть, тыкать ими себе или другому в лицо. В идеале их нужно держать подальше от лица;

4)    Нельзя ножницы оставлять в открытом виде;

5)    Нельзя их класть на край стола, т.к. они могут упасть и поранить;

6)    Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться;

7)    Нельзя передавать ножницы лезвиями вперед;

8)    Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.

Начинать резать бумагу лучше с нарезания полосок, а бумагу брать более плотную, чтобы она не рвалась. Как только ребенок освоится с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по четким контурам. Например, геометрические фигуры. После можно переходить к более сложным фигурам.

 

Желаю Вам удачи и творческих идей вместе с детьми!!!