Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Шаманова Елена Валентиновна

На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам. Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступкам ребенка помогает осмыслить рациональность и необходимость этих поступков. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения. B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Эти вредные привычки - не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх. Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок избавился от вредных привычек сам. Однако это практически невозможно, и поэтому взрослым придется запастись терпением и начать бороться с первопричиной, а не со следствием.

Почему появляются привычки? Все вредные привычки детей имеют один общий корень – недостаток родительского внимания. Главная задача родителей в этом случае — не бороться с вредными привычками своего ребенка, а понять первопричину их появления и устранить эти факторы. Любая привычка ― это склонность, которая превратилась у ребёнка в постоянную потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени. Вот ещё несколько причин такого поведения:

 • физиологические и психологические проблемы у ребёнка,

• желание обратить на себя внимание любыми способами,

 • способ избавления от скуки или способ успокоиться,

• подражание своим сверстникам или взрослым.

У детей наиболее распространёнными вредными привычками можно считать: Поведенческие привычки

• быть агрессивным,

врать (обманывать сверстников и старших

• ныть (частые капризы по любому поводу),

• ябедничать

• сквернословить (употреблять ненормативную лексику).

 5 Физиологические привычки:

 • грызть ногти

• теребить волосы, ухо, нос,

облизывать пальцы,

 • грызть карандаши, ручки

• ковырять в носу

• брать в рот посторонние предметы,

• мастурбация, • быть зависимым от телевизора и компьютера.

Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек В дошкольном возрасте можно использовать методы сказкотерапии. Это рассказывание и сочинение сказок, историй. Полезно посмотреть мультфильмы о привычках (например, «Сестрички-привычки»), затем обсудить всё с ребёнком. Ведь в этом возрасте дети хорошо воспринимают информацию через сказки и игровую деятельность. С детьми постарше уже можно приводить примеры из жизни, беседовать, учить самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Давайте на примерах рассмотрим, какие способы избавления подходят для некоторых привычек. Привычка «сосание пальца». Маленькому ребёнку можно придумать сказку о братьях-пальчиках или использовать всем известную пальчиковую гимнастику «Моя семья». Раскрасить пальцы, нарисовать им лицо (оживить) и объяснить, как пальчику - «дедушке» больно, когда его берут в рот. Девочкам можно рассказать, что руки у будущей женщины должны быть красивыми и ухоженными. Ещё есть специальные детские наклейки (лейкопластыри), их можно наклеить на нужный пальчик. В любом случае, если ребёнок сосёт пальчик, ругать его не следует, иначе 6 он всё равно будет это делать, но уже втайне от вас. Постарайтесь уделять малышу больше внимания, отвлекайте интересными занятиями и играми. Привычка «грызть ногти, карандаши». Многие специалисты считают, что ребёнок грызёт ногти, когда нервничает. Иногда это беспокойство внутренне, которое сам ребёнок может не осознавать, и попытки родителей выяснить причину ни к чему не приводят. Наказаниями и постоянными окриками «не грызи ногти» здесь не поможешь. От взрослых требуется убедительно доказать вред этой привычки для человека. Использовать все возможные примеры из жизни: можно придумать истории о микробах, которые живут под ногтями, и как пример показать их под микроскопом. Привычка «ковыряние в носу». Эта привычка не только некрасивая, но и вредная. Ведь дети при ковырянии в носу зачастую выдёргивают из ноздрей крошечные волоски, которые служат естественными фильтрами, защищающими от пыли и грязи вдыхаемого воздуха. Самой распространённой причиной ковыряния в носу у детей является сухость слизистой, из-за которой ребёнок чувствует сильное раздражение и зуд. Стоит только увлажнить комнату, как эта привычка у ребёнка исчезает. Привычка «ябедничать». Детям до трёх лет слово «ябеда» будет не совсем понятно. Они ещё не осознают последствия своего поступка. В старшем же дошкольном возрасте дети вполне представляют, какая реакция последует за их словами. Покажите ребёнку мультфильм «Тайны страны Земляники». Расскажите о том, что кто-то попал в беду ― это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Привычка «брать чужие вещи (воровство)». Воровство ― это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. Очень хорошо в этом случае рассказать сказки о воровстве: "Мишуткин мячик", "Петух и жерновки", "Аленький цветочек", "Как гуси горох воровали". Посмотреть мультфильм "Следствие ведут Колобки". После прочтения сказок и просмотра мультипликационных фильмов обязательно обменивайтесь впечатлениями и обсуждайте увиденное или прочитанное. В воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если ребёнок крадёт чужие вещи, не обращая внимания на своё окружение и обстоятельства и если ситуация не меняется с возрастом, ― значит, это уже не проступок, а болезнь. Привычка «обзываться». Можно поиграть в игру «Ругательства овощами». Это позволит выплеснуть негативную энергию в игровой форме. Родителям нужно не использовать в своей речи ненормативную лексику, при каждом новом "словечке" ребёнка объяснять ему, что так говорить неприлично. Привычка «быть зависимым от телевизора, компьютера». У просиживающих часами за компьютерами и телевизорами детей ухудшается зрение, появляется 7 искривление позвоночника. У таких детей появляются частые головные боли, быстрая утомляемость.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста - это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.