Если ребенок Левша
Развитие психических процессов у левшей
Наши психические функции не даны нам изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода.
Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие, мышление, эмоции) рождается, развивается и стареет вместе с нами. Формирование это растянуто во времени. Причем одни функции окончательно созревают уже к 3—4 годам, а другие приобретают завершенный вид лишь к 12—14.
Психическое развитие левшей — одна из актуальнейших и вместе с тем молодых и сравнительно мало разработанных проблем в специальной и возрастной психологии, педагогике и дефектологии. Дети-левши требуют тщательного наблюдения и особым образом организованного психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей.
Обычно у левшей наблюдаются своеобразные задержки формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.
Для помощи им требуется специальный комплекс программ обучения, направленный на развитие таких сторон психической деятельности как: формирование произвольной саморегуляции, многозначность понятий, оптимизация речевых процессов, письма и чтения, формирование пространственных представлений, формирование зрительного восприятия, формирование логико-грамматических речевых конструкций с учетом специфических особенностей мозговой организации у левшей.
Подчеркнем еще раз, что термином «левши» объединены наряду с истинными левшами правши с левшеством в роду и амбидекстры.
Становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет опосредованно, многоканально.
Формирование произвольной саморегуляции
Формированию произвольности способствуют разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.
Другая стороны медали состоит в максимальном обогащении ребенка разнообразными играми: лото, карты, классики, вышибалы, эстафеты и многое другое автоматически формируют у него осознание необходимости знания и соблюдения правил игры, которые могут кардинально меняться в зависимости от той роли, которую он принимает на себя в том или ином жизненном сюжете.
Существует ряд упражнений, направленных на формирование навыков внимания и преодоление поведенческих стереотипов
Навыки внимания и преодоление поведенческих стереотипов
Используются упражнения на развитие внимания, которые строятся по принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях необходимо создавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания.(«Стоп-упражнения». «Рыба, птица, зверь». «Хлопки».).
Не забудьте, пожалуйста, о пользе игр в «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п..
Конкурирующие действия
Следующим принципиальным моментом является формирование у ребенка двух важнейших психологических факторов: умения разворачивать во времени и пространстве плавную линию движений и автоматически осуществлять элементарные конкурирующие между собой действия.
Они строятся по единому алгоритму, включающему следующие правила:
- На первом этапе на определенное ваше движение ребенок (как «эхо») должен ответить тем же движением.
- На втором этапе важным аспектом оптимизации произвольной саморегуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок».
`«Глухая инструкция».Вы играете с ребенком в игру: «Я принесла тебе интересную книжку с загадками, но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), что за загадки хотел предложить нам автор и как их решать».
«Детектор ошибок». Ребенку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить.
В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты (зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вывеской «Обувь» и фруктами на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т.д.0
Причинно-следственные отношения
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, проанализировать (лучше продемонстрировать) вместе с ребенком, что произойдет с растением, если оно останется без полива, или почему вареное яйцо может быть «всмятку» или «вкрутую». («Назови причину и следствие». «Расставь события по порядку». «Составление рассказа по картинке или серии картиною». «Закончи предложение». «Классификация по зрительному образцу». «Разложи по группам». «Найди сходство и различия», «Подбери общее понятие» и т.д.)
Следующий шаг - оптимизация речевых процессов, письма и чтения
У левшат возникают проблемы с освоением не только устной, но и письменной речи. Как правило, обучение письму происходит у них с большим скрежетом: пропускаются и заменяются буквы, многие из них пишутся зеркально, слова пишутся слитно и т.д.
Эта сфера психической деятельности, будучи одной из серьезных зон риска левшат, крайне пагубно сказывается на обучении в целом. Ведь эта сторона нашей речевой (и шире — психической) деятельности является основой для понимания и усвоения нами смысла сказанного.
Для реализации формирования неречевого, а затем и речевого звукоразличения у детей с фонетико-фонематической недостаточностью речи используются специальные упражнения, разработанные и многократно доказавшие свою результативность в отечественной логопедии и нейропсихологии.
Оптимизация речевых процессов, письма и чтения включает в себя формирование слухового гнозиса и фонематического слуха.
Слуховой гнозис
Процесс формирования слухового гнозиса в онтогенезе дебютирует с узнавания бытовых, природных и музыкальных шумов, а также голосов животных и людей. Поэтому коррекция фонетико-фонематического уровня начинается со знакомства сначала с бытовыми и природными шумами, потом — с музыкальными звуками, мелодиями и т.д. При этом все неречевые звуки обязательно надо сочетать с чувством ритма и лишь затем переходить к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира.
Начинать работать с оптимизацией речевых процессов необходимо с наиболее элементарных видов различения на слух «громкого-тихого», «быстрого-медленного», музыкальных фрагментов с различной ритмической и эмоциональной структурой и т.п. Идеально, если при этом дети будут произвольно двигаться, подпевать, дирижировать в такт, танцевать.
Они должны научиться распознавать звуки (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами.
Ребенка постепенно надо приучать удерживать в памяти «голоса» всех этих предметов и их предназначение.
Узнавание и дифференциация сходных по звучанию бытовых и музыкальных шумов являются необходимой предпосылкой формирования фонематического слуха, например, шорох полиэтиленового и бумажного пакетов может являться предтечей дифференцирования звуков «С» и «Ш».
«Постучалки». «Угадай, чей звук и откуда он». «Подбери картинку или игрушку». «Узнай свой голос».
После данного цикла упражнений, направленных на отработку неречевого слуха, можно приступать к формированию речевого звукоразличения— фонематического слуха.
Фонематический слух
Работу начинаем с утрированного произнесения (вами!) звука, совместным уточнением его произнесения, можно воспользоваться различными вспомогательными приемами, такими как зеркало, музыкальные инструменты, мяч и т.п.
Можно выделять звук хлопками, топотом, любым движением, поднятием цветного флажка и т.д.
После того как ребенок научается выделять конкретный звук на слух из слогов и слов и артикулировать его у зеркала, можно перейти к его автоматизации и дифференциации.
«Звук спрятался».«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?».«Зашифрованное слово». «Похожие звуки — разные слова».(дочка-точка, бочка-почка и т.д.). «Конец и начало).
Следующей зоной риска у левшат является достаточно длительная полоса их жизни, когда ну никак не запоминаются нужные слова в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Иными словами, у них достаточно долго не формируется адекватно и не автоматизируется номинативный фактор речи.
Существуют некоторые «речевые» методы преодоления имеющихся затруднений.
Формирование пространственных представлений
Обобщая, следует сказать, что формирование у ребенка-левши пространственных представлений— одно из важнейших условий повышения его достижений. И пользоваться здесь можно как теми средствами, которые придумали сами левши, так и всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы.
Тактильно-кинестетические навыки
Важное значение в формировании пространственных представления игорает развитие тактильно-кинестетических навыков.(«Повтори позу». «Куда я прикоснулась? «Телесный алфавит» и т.д.)
Родителям и педагогам известно, что через кризис освоения внешнего пространства (в том числе «зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту они уже забывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни — конечно, в отдельных проявлениях. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания.
Первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.) и их взаимосвязей, тела в целом.(«Выше—ниже». «Спереди—сзади». «Дальше—ближе». «Право—лево»).
Формирование право-левосторонних отношений в пространстве собственного тела необходимо начинать с маркировки левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, красную ленту. Это позволит ребенку получить опору для манипуляций с внешним пространством. Теперь он будет знать, что «слева» — это там, где красная лента. Важно, чтобы эти маркеры постоянно присутствовали на руке.
Определению и закреплению направлений в пространстве способствуют различные упражнения типа: «Движения в одном направлении». «Что находится справа от меня?» «Повернись направо, повернись налево». «Моя комната».
Далее мы приступим к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив.
Знакомство с этой сферой пространственных представлений всегда вызывает у левшат значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где лево, а лево — где право. («Моя рука, твоя рука»).
После выработки навыка ориентации в пространстве можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
Зрительное восприятие
Развитие зрительного восприятия начинаем с таких упражнений как: «Разрезные картинки». «Недостающие фрагменты». «Каляки - маляки».
Задача везде одна — найти правильную фигуру (букву и т.д.), дорисовать ее, потом показать, как еще можно ее нарисовать; найти образцы в любом журнале, детских прописях, в книге. Необходимо, таким образом, упрочить у ребенка представление об устойчивом образе, который узнавался бы вне зависимости от стиля и характера изображения.
Образцы таких наложенных и зашумленных изображений и целых сюжетов в изобилии встречаются сегодня в детских книгах, которые вы можете подобрать в любом книжном киоске.
«Исправь ошибки». «Письмо в воздухе».
Логико-грамматические речевые конструкции
Формирование логико-грамматических представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Постепенно через речевое обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д. Отработка этого этапа начинается с определения положения в пространстве.(«Положи ручку…».«Где лежит карандаш?»)
Следующим этапом является отработка и закрепление пространственных последовательностей. Ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. Упражнения на автоматизацию последовательностей и числового ряда предлагаются после осознания ребенком понятий числа и нумерации.(«Разложим по величине (росту, весу, цвету и т. n.)».«Пронумеруем ряд». «Ряд чисел». «Соседи нашего числа»).
Следует уделить внимание формированию у ребенка представлений, связанных с отражением сложных временных конструкций.(«Всему свое время». «Время суток»).
Также обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, внешность, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста.(«Состав семьи и ролевые функции». «Кто чей ребенок? Кто кем станет, когда вырастет? .
Аналогичную работу необходимо провести, анализируя дни недели, времена года, месяцы.
Для успешного запоминания временных последовательностей дайте ребенку опору в виде стишков и загадок.
Формирование логико-грамматических представлений включает освоение сравнительных и падежных грамматических конструкций.(«Антонимы». «Кто самый-самый?» «Кто кого съел?»)
Из всего вышесказанного становится ясно, что маленькие левши требуют тщательного психолого-педагогического сопровождения, состоящего в квалифицированном, профессиональном контроле за их атипично развивающимися психологическими структурами.