Главные вкладки
Конспект занятия по ознакомлению с природой «22 марта — Всемирный день водных ресурсов» в подготовительной группе
Воспитатель: Щербакова Анна Викторовна
МБДОУ №74 г. Шахты, Ростовская область
Цель: закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней; развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные: уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; формировать у детей познавательный интерес к природе; закрепить знания о круговороте воды в природе;
Развивающие: развивать интерес, инициативу; развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: стаканы с водой, стакан с молоком, чайная ложкам 2шт, таз, снег, лед, термос, зеркальце,соль, сахар, песок, камешки, листья, бутылочка с краской.
Ход занятия:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
С улыбкой на месте замри»
Ребята, я вас попрошу друг другу улыбнуться и посмотреть на экран.
Что вы видите на экране?
Как всё это можно назвать одним словом? (вода)
Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
-А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля-голубая планета.
- Почему её так называют? (потому что на ней много воды).
-22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду и водные ресурсы.
Без воды невозможно обойтись даже один день.
Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?
Вода-главный источник жизни на земле.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, о чем говориться в стихотворении?
-Вода-вещество, которое может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном, поэтому на земле осуществляется круговорот воды в природе.
-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.
Вода постепенно испаряется с поверхности морей, рек, озер, прудов. В воздухе всегда есть невидимый водяной пар. Днем влага испаряется с поверхности. Ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под утро. Тогда часть влаги, находящаяся в виде водяного пара в воздухе, выпадает прозрачными капельками росы.
А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства, а затем сделать вывод: как сохранить воду чистой 3 мин
Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз
«Наши глазки отдыхают».
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют. (дети стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем, (движения глаз в соответствии с текстом)
Заниматься вновь начнем.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах.
Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком-нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 4: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Опыт 5: «Лед и снег – твердая вода»
Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит снег, а в другом лёд. Предложить в руку взять снег. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает в руке.
Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.
Опыт 5: «Пар-это тоже вода»
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар-это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар-это тоже вода.
Итак: что мы можем сказать о воде? Вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
Давайте узнаем, кому на земле нужна вода. Для кого вода является домом?
Для чего нужна вода человеку?
Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.
Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям!
Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»
Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.
Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.
Опыт 1.
Возьмем таз с водой, речной песок, камешки, листья. Сейчас я вам расскажу экологическую сказку.
-Жил-был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло)
-Видны ли теперь фантики в пруду? Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.
-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? Ребята, вы сделали правильные выводы.
Подведение итогов: Вам понравилось быть исследователями?
-Что мы сегодня исследовали?
-К каким выводам пришли?