Методическая разработка

Методическая разработка Тема: «Детский дизайн-как одно из условий для развития творческого потенциала детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл детский дизайн29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Ирина Олеговна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема: «Детский дизайн-как одно из условий для развития творческого потенциала детей».

В современном мире нашему обществу требуются инициативные личности, способные нестандартно мыслить, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, обладающие высокой культурой. 

Современное образование ориентируется на развитие творческих способностей, а развитие творческих способностей ребенка – это важная задача учебного и воспитательного процессов, так как позволяет проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к творческому поиску себя и познанию мира.

Именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как дети любят деятельность художественно-эстетического направления: рисование (все виды), лепку, конструктивную деятельность, ручной труд. А ведь это не что иное как развитие творческих способностей детей. А если это ещё и совместить…

Ведь развитие ребёнка, происходит во всех видах детской деятельности.

Чтобы активировать творческие способности детей, я решила использовать в своей работе с детьми современный вид художественной деятельности-как детский дизайн. 

Детский дизайн объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд, представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения и развития речи.

Давайте, порассуждаем.  В рамках обычной художественной деятельности, дети по моим наблюдениям привыкают использовать готовые шаблоны. Да они конечно уместны при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при обучение различным техникам в живописи. Но в остальном, часто приходиться сталкиваться с неумением и нежеланием детей, что то изменить в своей работе, проявить фантазию, воображение. В результате у них теряется интерес к творчеству в целом. (актуальность)

 Поэтому мне кажется, что вовлечение детей в процесс дизайна является ниточкой для того чтобы они:

  • научились нестандартно мыслить;
  • стали способны планировать свою работу и добиваться результата
  • были  готовны  к активности творческого характера;
  • умели создавать креативные продукты собственной деятельности;
  • сформировали эстетическое отношение к миру

А не это ли поможет им в будущем стать успешными, полноценными личностями нашего современного общества.

Я посчитала это возможным, поэтому своей главной целью в работе дизайн –деятельности поставила:

Детский дизайн-как условие для развития творческого потенциала у дошкольников.

В данном направлении хочу выделить основные задачи:

1. Обучающие задачи:

•        Развитие креативного мышления дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;

•        Создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

•        Формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения;

 2.Развивающие задачи:

•        Развитие интереса к дизайн-творчеству;

•        Развитие познавательной активности, общения, самостоятельности;

•        Развитие художественного и творческого потенциала;

•        Развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.

•        Создание условий для самореализации и обогащения словарного запаса.

3.Воспитательные задачи:

•        Формирование способности последовательно осуществлять свой замысел, умело (рационально) обращаться с материалами и инструментами;

•        Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

•        Формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;

•        Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн -деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Для развития творческого потенциала своих воспитанников я применяю различные технологии, такие как:

  • Экспериментирование
  • технологию исследовательской деятельности
  • личностно-ориентированные технологии
  • проектную деятельность
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие
  • информационно-коммуникативные

Основной вид занятий-практический

Формы организации:

  • индивидуальная
  • групповая
  • выставки
  • конкурсы
  • поэтапные(типа-эстафеты)

В НОД по художественно-эстетическому развитию включаю знакомство с элементами дизайна. Которые включены в перспективное планирование. В совместной деятельности включаю игры в ежедневное планирование. Но иногда детское творчество носит спонтанный характер, что призывает меня прибегать к креативности и умению находить достойный выход и не в коем случае не отворачиваться от возможности подыграть детям.

Методы обучения:

  • Игровой
  • Проблемный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Исследовательский

Направления детского дизайна:

Развитие творческой личности;

Создание эстетической среды: изготовление поделок для интерьера, оформление помещений;

Практический навык изготовления игрушек-самоделок, обогащение знаний и опыта в изобразительной деятельности;

Объединение разных видов детской художественной деятельности:  рисование   +   лепка   +   аппликация   +   конструирование + ручной труд;

Использование нетрадиционных приемов в изо деятельности; Способствование сохранению психологического здоровья детей;  

Обогащение опыта общения со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями);  

Создание благоприятного эмоционального фона, способствующего формированию творческой активности, воображения, мышления, уверенности в себе и в своих силах, что активизирует собственные ресурсы ребенка.

Результат моей работы привел к тому что у детей появился интерес к творчеству как к самовыражению своей личности, через создание изделий своими руками. Дети радуются каждой своей работе и вместо слов « Я не умею. Я не могу.- можно услышать- А я сделал вот так.! Я могу. Я думаю» Появилось состояние эмоционального комфорта, ощущение радости.

За время совместного творчества с детьми мы познакомились с множеством профессий людей, и видами дизайна. Дети познакомились с разными техниками , овладели приемами работы с различными инструментами. Научились последовательно вести работу (Замысел, эскиз, выбор материала, результат)

Опыт работы по детскому дизайну, помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать что то новое и использовать в играх.

Свои работы дети используют для создания развивающий среды в группе, участвуют в конкурсах, радуют подарками своих родителей.

Родители в свою очередь тоже активно включаются в процесс детского дизайна. Пополняют наши «Волшебные коробочки» всевозможными материалами. Участвуют в марафоне нашей группы «Семейный очаг» (где показывают свои дизайнерские способности «Как необычно украсить торт», «Новая жизнь-старой полки» и т. д) Особенно популярно стало посещать совместно с детьми и родителями различные мастер классы, и делится впечатлениями. Также любим устраивать викторины и конкурсы «Мама, папа и мы»

Перспективы развития:

Инновационность- повышение эффективности процесса обучения и получение более качественного результата

Занятия по дизайну сформировали у детей надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; научили понимать что красиво, а что нет; где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортны..

Поставленные задачи

Через реализацию этого перспективного направления деятельности я вижу огромный скачок в развитии своих воспитанников, поэтому буду продолжать свою работу по данной теме.

В своей работе я решила использовать

Воплощение самых смелых творческих задумок и такое направление деятельности как детский художественно-конструктивный дизайн, я активно использую в своей работе.  Детские поделки, рисунки – всё это настоящий полёт для фантазии! Даже, когда работы выполняются в одной технике - ни одна детская работа не похожа на другую.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир самых разных материй. Постепенно  приходит опыт, формируются навыки, и дети с легкостью выполняют большое, сложное произведение самостоятельно.

А активное развитие мелкой моторики в ходе работы над разнообразными проектами, а также использование терминологии – способствует развитию активного и пассивного словаря детей, а также связной речи.

Себя я считаю педагогом

творческим. Мне всегда были интересны нестандартные решения в реализации различных проектов. Так я стала применять эту интереснейшую технологию.  

В последнее время многие педагоги стали работать в этом направлении развития детей. Появляются различные группы творческих педагогов в Интернете. Я часто делюсь своими задумками и наработками с заинтересованными воспитателями и родителями, в том числе и на личном сайте педагога.

Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является  продуктивной деятельности способствующая:

А Сегодня я хочу поделится с вами, как я раскрываю творческий потенциал и развиваю речь у детей средствами художественно-конструктивного дизайна – что и является целью в моей работе.

Что же такое дизайн? Дизайн - это самый настоящий творческий процесс.

И это не что другое как способность человека к созданию полезных и красивых, порою неординарных  предметов.

Психологами доказано, что у человека врождённы не сами способности, а способности к их развитию. Так почему же нам взрослым не начать создавать условия для развития творческих способностей у детей?

Психолог Л.С. Выготский сказал: «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.  «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Дизайн  -  является несомненно инновационной деятельностью, но в отличие от открытия и изобретения, имеет точно определенную цель, которая формулируется в виде проектной задачи.

Какие же задачи, я ставлю перед собой, работая с детьми в данном направлении?

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • Развитие креативного мышления дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • Создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
  • Формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения;

 2.Развивающие задачи:

  • Развитие интереса к дизайн-творчеству;
  • Развитие познавательной активности, общения, самостоятельности;
  • Развитие художественного и творческого потенциала;
  • Развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.
  • Создание условий для самореализации и обогащения словарного запаса.

3.Воспитательные задачи:

  • Формирование способности последовательно осуществлять свой замысел, умело (рационально) обращаться с материалами и инструментами;
  • Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • Формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
  • Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн -деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

В чем же специфика детского дизайна?

 Специфика детского дизайна:

Доступность для детей с разным уровнем развития художественных и технических навыков в изобразительной деятельности

Нестандартность мышления, видение окружающего мира; потребность ребенка в практической деятельности(самостоятельное творчество);

Практическая значимость, уникальность и неповторимость; разносторонний способ познания окружающего мира

Актуальность:

Определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка и развитию его речи.  Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно связана с развитием творческого потенциала у детей.

Технологии, применяемые в работе:

Экспериментирование

Технология исследовательской деятельности

Личностно-ориентированные технологии

Проектная деятельность

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникативные технология

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая
  • конкурсы
  • эстафеты (ПОЭТАПНЫЙ);
  • выставка.

Основной вид занятий – практический.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
игровой
проблемный;
исследовательский.
 

Результаты:

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.  Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне.

Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.

За время совместного творчества с детьми мы познакомились с профессиями модельера-дизайнера, дизайнера интерьера, художник-оформитель, архитектор и т.п.
Узнали, что существуют разные
виды дизайна
·  Архитектурный
·  Интерьерный
·  Транспортный
·  Игровой
·  Книжный
·  Ландшафтный
·  Дизайн мебели
·  Дизайн одежды, обуви и аксессуаров
·  Дизайн городской среды

В ходе работы в различных техниках (декупаж, батик, фито дизайн, пластинография, составление икебаны, декоративное рисование, квиллинг, коллаж, бумагопластика и многое другое)  дети стали проявлять высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Овладели приёмами работы различными инструментами, и правилами техники безопасности при обращении с ними.

Научились последовательно вести работу (замысел, эскиз, набросок, выбор материла)

У детей раскрылся чувственный опыт и эмоциональная отзывчивость

Появилась усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца

Дети стали чувствовать окружающий мир, видеть разнообразие цвета, развили тактильные ощущения, навыки дизайна.

Существенно обогатился словарный запас.

Стали понимать собеседника, появилась доброжелательность, целеустремлённость, умение работать в группе

Появилось огромное желание сделать мир вокруг ярче, интереснее и комфортнее

Развивающая среда группы постоянно обновляется с помощью творческих (дизайнерских) работ воспитанников

Работы воспитанников, представленные на конкурсы, часто занимают призовые места

Работа с родителями:

К процессу развития детей активно подключаются и родители. Они с огромным энтузиазмом принимают участие в выездных мастер классах совместно  с детьми и педагогами. При организации выставок, марафонов «Семейный очаг» родители знакомят своих детей с умениями «Как красиво украсить пирог» или «Дать новую жизнь, старой мебели».

Перспективы развития:

Разнообразить и усложнить техники нестандартного дизайнерского решения

Использовать дизайнерские решения в нетрадиционной технике на улице;

Запланировать серию тематических семинаров – практикумов с целью пополнения знаний педагогов и родителей

Организовывать различные выставки работ родителей с детьми, выполненными в домашних условиях

Обобщение и публикация опыта работы в СМИ