консультация "Как научить ребенка слышать и слушать"

Спицына Ольга Владимировна

В консультации  пошагово рассказано как  приучить ребенка  слушать и слышать взрослого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_slyshat.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация №1

        «Как научить ребенка слушать и слышать родителя»

Часто молодые родители сегодня страдают гипер опекой над ребенком. Они  делают  все за них:  раздевают малыша, отвечают за него на вопросы и  выполняют все поручения.   И когда взрослый  обращается в ребенку , ребенок не слышит и редко реагирует даже с третьего раза. А если за этим стоит какая то просьба  по отношению к ребенку и вовсе начинается истерика.

  Подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимание: расслабьтесь и забудьте. К сожалению сегодня истерики у детей являются частым явлением.  Это явление, о котором  нужно задуматься  серьезно.
Алгоритм – «Семь шагов».

►Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.

►Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен придти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!

►Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!

►Шаг 4. Требуйте максимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями,  важно остановиться и подождать. Важно иметь поддержку  окружающих .

►Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

►Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.

►Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!


                                Консультация № 2

             «Как научить ребенка убирать игрушки»

Представьте, что кто-то заходит к вам в квартиру и говорит, как складывать одежду в шкафу и в каком порядке хранить документы на вашем рабочем столе. Это вызовет у вас определенное недовольство, поскольку ваши вещи — ваша собственность, и только вы решаете, что с ними делать.

Игрушки — это собственность ребёнка, а детская комната — это его территория. На ней действуют его личные правила. Ваши недовольства по поводу беспорядка на территории ребёнка вызывают у него такой же бунт и возмущение как и у вас. Поэтому запомните главное правило и следуйте ему: ребёнок не должен убирать игрушки, пока они находятся на его территории.

Другой вопрос, если игрушки разбросаны везде по всей квартире. На общей площади действуют правила одинаковые для всех членов семьи. Ваша задача — ненавязчиво убедить ребенка, что он тоже должен убирать за собой.

Четыре причины приучить ребё нка к уборке:

Когда ребёнок убирает игрушки, он чувствует ответственность за свои действия.

Малышу будет проще выполнять эти действия в детском саду.

Уборка игрушек перестанет быть причиной конфликтов в семье.

Если ребёнок приучится убирать за собой в детстве игрушки, то в подростковом возрасте он приучится к порядку.

Привлекать ребёнка к труду можнос того момента. когда он уверенно начал ходить. Маденькие дети с большим удовольствием выполняют мелкие поручения по сбору игркшек. Например, выбросить мусор в мусорное ведро или принести лёгкий предмет. Начиная с двух лет дети уже вполне могут помогать по дому маме. Главное на этом этапе — с готовностью принимать помощь, не отстранять малыша и не пытаться сделать всё за него. Устраивайте семейные уборки, привлекайте малыша и показывайте, как важна его помощь.

Не требуйте, чтобы ребёнок убирал игрушки в своей комнате каждый раз после игры. Согласуйте это правило со всеми членами семьи. Договоритесь с ребёнком, что он обязательно убирает игрушки с пола перед влажной уборкой. Чтобы не возникало конфликтов, ребёнку важно понять, зачем ему это делать. Объясните, что игрушки могут сломаться, если останутся на полу. Покажите, как неприятно жить в плохо убранной комнате, как сложно найти нужную игрушку, если они разбросаны по всей комнате. Организуйте пространство в детской так, чтобы ребёнок сам без труда мог сложить игрушки : установите мебель, приобретите удобные контейнеры, коробки и расставьте их в удобных местах. Нет способов, которые «работают» со всеми детьми и гарантируют, что ваш ребёнок быстро и без проблем научится убирать за собой. Но если вы будете инастойчивы, они обязательно дадут определенный результат.

Техника «Вместе — сам» : начните убирать игрушки самостоятельно, а малыш подключится в процессе. Даже если он уберёт несколько игрушки, не беда. Не забывайте комментировать свои действия: куда, что и зачем вы убираете. Подчёркивайте, что это вы помогаете ребёнку убираться на его территории. С каждым разом ребёнок будет проявлять всё большую заинтересованность, пока со временем не начнёт убирать игрушки сам.

Принцип конкретности. Часто после игры на полу оказывается большая куча разных игрушек. Если вы скажете ребёнку убрать сразу всё, он растеряется и не поймёт, с чего начинать. Попросите убрать сначала кубики, потом конструктор, куклы и т. д. Это поможет ребёнку сориентироваться в хаосе.

Принцип позитивного подкрепления. Хвалите ребёнка за то, что он сделал, а не ругайте за то, чего не сделал. Не акцентируйте внимание на том, что в комнате беспорядок. Подчеркните, что книги или куклы на полке разложены очень аккуратно. Не забывайте хвалить за старания, а не только за результат.

Превратите уборку в игру, которая ограничивается только вашей фантазией. Предложите ребё нку:

Сюжетно-ролевую игру, в которой он примеряет на себя роль любимого персонажа из книги Увлекательный квест, в котором уборка игрушек превращается в приключение. Например, коробки для игрушек — это вагоны поезда. И он сможет продолжить путешествие, если только все игрушки будут находиться на своих местах.

Соревнование с поощрительным призом, которое можно провести между детьми. Например, «Кто быстрее соберёт игрушки в коробку» или «Кто найдёт и сложит больше кубиков».

Собрать игрушки за определённое время. Например, за пять минут ребёнок должен найти и расставить по местам все игрушки синего цвета. Помогать нельзя, но можно подсказывать, куда поставить игрушку и сколько времени осталось.

Разложить игрушки по признакам. Например, мягкие игрушки сложить в один ящик, пластмассовые — в другой, отделить большие машинки от маленьких и т. д.

Награды и мотивация. Можно поощрять ребёнка за каждую уборку игрушек каким-нибудь небольшим сюрпризом. Но если вы введёте некую систему «плюшек», у ребёнка быстрее сформируется привычка к ежедневной уборке.

Возьмите готовый календарь или нарисуйте лестницу на листе ватмана. Договоритесь с ребёнком, что за каждый день, когда уборка проводилась без замечаний и истерик, вы наклеиваете по одной наклейке на соответствующую ячейку (или ступеньку). Обсудите желанный подарок, который ребёнок получит, когда соберёт определённое количество наклеек. Чем младше ребёнок, тем меньше срок (от 5 до 21 дня, чтобы у него не пропала мотивация.

Специальная коробка. В неё вы будете самостоятельно собирать те игрушки, которые остались неубранными. Спрячьте коробку на неделю. Скажите ребёнку, что игрушки вернутся при одном условии: если он больше не будет бросать их на полу.

Заманчивое предложение. Предложите ребёнку сходить вместе в парк или развлекательный центр сразу после того, как он уберёт игрушки. Если малыш откажется, уберите сами и займитесь делами. На вопрос ребёнка «Почему мы не идём гулять?» ответьте, что потеряли много времени, пока убирались. Сейчас пора готовить ужин, а гулять уже некогда. Добавьте, что сходите завтра, только если ребёнок уберёт игрушки сам. И обязательно сдержите обещание.

Вы можете подумать, что все эти техники довольно сложны. Гораздо проще заставить ребёнка убираться в привычном приказном порядке. Узнайте дальше, что происходит с психикой ребёнка в этом случае и какие могут быть последствия.

Почему нельзя заставлять убираться

И если вы думаете «как заставить ребенка убирать игрушки», то вопрос поставлен не правлильно — заставлять не нужно. Когда вы заставляете ребёнка убирать игрушки, вы ломаете его. В зависимости от пола ребёнка развивается мужской и женский сценарий поведения во взрослой жизни.

Если мальчик убирает только для того, чтобы лишний раз не спорить и не выслушивать вашу ругань, у него формируется стойкое отвращение к уборке и порядку. Когда он станет самостоятельным и будет жить отдельно, он наконец-то вздохнёт с облегчением и по своему желанию убираться не будет.

Девочка, которой говорили в детстве, что главное — это порядок, вырастет зацикленной на уборке. Вместо того, чтобы отдохнуть или провести время с семьёй, она будет убираться и мыть посуду. Ведь ей внушили, что нерях никто не любит. От того, что мама вечно злая и уставшая, семья страдает больше, чем от беспорядка в доме. Общие советы родителям

Эти советы помогут вам настроиться на позитив и пригодятся вне зависимости от того, какие методы вы выберете:

Убирать за собой должны все члены семьи, а не только ребёнок. Личный пример родителей лучше любых слов.

Запаситесь терпением. Приучение ребёнка к уборке — процесс небыстрый.

Не используйте уборку в качестве наказания, пусть она ассоциируется с чем-то приятным и полезным.

Чтобы сформировалась привычка к уборке, нельзя пропускать ни одного дня. Будьте последовательны вне зависимости от своего настроения или состояния.

Будьте сдержанны. Не указывайте ребёнку, как именно нужно убираться, чтобы не отбить у него охоту делать всё самостоятельно.

Не переделывайте работу после ребёнка. Если уж сильно хочется, дождитесь, пока малыш заснёт.

Начните убирать игрушки до того, как ребёнок устал. Иначе у него просто не будет сил на уборку.

___

Не делайте уборку самоцелью, на которую тратятся все душевные и физические ресурсы ребёнка. Пусть эти советы и рекомендации помогут вам в главном деле — вырастить гармоничную личность и сохранить доверительные отношения с ребёнком. А самостоятельность, дисциплинированность и ответственность можно развивать и другими методами.

 


 

Комментарии

Вальщикова Ольга Олеговна

Пусть эти советы и рекомендации помогут вам в главном деле — вырастить гармоничную личность и сохранить доверительные отношения с ребёнком