Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
В современном мире более высокие требования к человеку и его здоровью. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из самых главных проблем коррекционной работы – это создание таких условий, которые бы не только сохраняли здоровье ребёнка, но и «приумножали» его.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за время пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые зна-ния, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис-пользовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В работе активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, элементы логоритмики и фонеритмики, тактиль-кинестетическую стимуляцию.
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
- медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
- физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
- социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
- образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления
- повышение способности к произвольному контролю
- улучшение общего эмоционального состояния
- повышается работоспособность, уверенность в себе
- стимулируются двигательные функции
- снижает утомляемость
- улучшаются пространственные представления
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат
- стимулируется речевая функция
- улучшается соматическое состояние.
Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом.
9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения на межполушарное взаимодействие, гимнастика мозга «Кинезиология для детей» | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на межполушарное взаимодействие, гимнастика мозга
«Кинезиология для детей»
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Исходное положение (далее И. п.) ведущая рука ребенка ставится на стол в кулак, другая рука лежит на столе ладонью вниз. Ставим кулак, потом руку раскрываем и рука остается на поверхности стола ребром ладони, следующая позиция, рука опускается на стол раскрытой ладонью вниз. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Усложнение – упражнение выполняется одновременно двумя руками. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Лягушка». И.п. - руки ребенка лежат на столе ладонями вниз на краю стола. Задание: одну руку сжать в кулак, другая кладётся раскрытой ладонью вниз, затем приподняли руки, опустили на стол и поменяли положение кистей. Смена рук происходит одновременно, руки вперёд не прыгают, фиксируются на одном месте. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
При усложнении задания, можно предложить ребенку закрыть глаза и проводить упражнение с закрытыми глазами.
- Упражнение «Камешек-заборчик». И.п. - руки ребенка лежат на столе ладонями вниз на краю стола. Задание: одну руку сжать в кулак (камешек) положить на стол, сжатыми пальцами вниз, другая ставится раскрытой ладонью ребром к столу (заборчик), затем приподняли руки, опустили и поменяли положение кистей. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
При усложнении задания, можно предложить ребенку закрыть глаза и проводить упражнение с закрытыми глазами.
- Упражнение «Колечки». Упражнение заключается в смене позы пальцев рук. Все пальца попеременно сжимаются в кольцо, как бы здороваясь с большим пальцем: большой-указательный, большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец. Затем можно в обратном порядке от мизинца. Сначала упражнение выполняется одной ведущей рукой, затем другой, затем одновременно двумя руками. Усложнение упражнения – когда одна рука двигается от указательного пальца, а другая в обратном порядке – от мизинца.
- Упражнение «Животик-голова» - Одной рукой гладим по кругу живот, другой одновременно похлопываем по голове. Затем меняем руки.
- Упражнение «Пианино» - на закрепление ориентировки в пальцах правой и левой руки. И.п. Обе ладони с растопыренными пальцами лежат на столе. Педагог называет, каким пальцем «играть» (ладонь по прежнему прижата к столу , а названный палец отрываем от стола и опускаем на стол).Например: мизинец на левой руке, указательный на правой и т.д.. Усложнение упражнения, когда называются по два пальца, на левой и правой руке, которые нужно поднять и опустить после команды одновременно или сначала тот, а затем дроугой палец (тренируется слухоречевая память).
- Упражнение «Брёвнышко-скамейка». И.п. Правая рука согнута в локте, вертикально вверх и кисть зажата в кулачок (брёвнышко), левая рука (скамейка) горизонтально, левой ладонью приставлена к середине поднятой вертикально вверх правой руки. На счет два смена рук одновременно. Усложнение упражнения – выполнение смены рук через хлопок. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Капитан - хорошо» - И.п. правая рука «козырьком» (прямая ладонь со сжатыми пальцами) ко лбу (капитан смотрит вдаль), левая вытянута вперёд «во!» (хорошо). Одновременно меняем руки местами. Усложнение упражнения – выполнение смены рук через хлопок. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Колодец». И.п. правая рука повернута ладонью вверх и вытянуты вперёд и сжаты между собой указательный и средний пальцы. Другие прижаты к ладони большим пальцем. Накрываем пальцы правой руки (брёвнышки колодца) указательным пальцем левой руки ногтём вверх. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
2 вариант упражнения: вытянутые пальцы правой руки безымянный и мизинец (остальные прижаты в кулак большим пальцем) накрываются мизинцем левой руки.
- Упражнение «Пистолетики». И.п. большой палец держит безымянный и мизинец, а указательный и средний палец ведущей руки выставлены вперед, как пистолет; одновременно другая рука: большой палец держит указательный и средний пальцы, а мизинец и безымянный выставлены вперед, как дуло пистолета. Меняем положение пальцев. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Сверху рожки – снизу ножки» - Правая рука согнута в локте вертикально вверх изображает рога козы (указательный и мизинец вверх, остальные к ладони), левая согнута в локте вертикально вниз, поза пальцев «ножки или зайка» (указательный и средний выдвинут из кулачка). Меняем положение пальцев на руках и положение рук в локте (внизу с «ножками», вверху с «рожками»). Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Виктория – окей». И. п. сложенные пальцы рук так, чтобы они показывали знак «мир», затем, одновременно, слаживаем пальцы рук знак «окей». После того, как упражнение доведено до автоматизма упражнение делается так: ведущая рука делает знак «мир», а другая рука знак «ок» одновременно. Теперь тоже самое с другой рукой. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма
- Упражнение «Фига – Во!». И. п. левая рука складывается в фигу, правая показывает знак «Во!». Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Пальчики». И.п. большой палец левой руки приставлен к подушечке мизинца, большой палец правой руки приставлен к подушечке указательного пальца, начинаем счет от 1 до 5 по порядку при этом большим пальцем нужно коснуться подушечки других пальцев. Меняем руки. Упражнение отрабатывается до автоматизма
- Упражнение «Музыкальные пальчики». И.п. указательный палец ведущей руки постукивает по краю стола, указательный палец другой руки начинает скользить по поверхности стола вперед – назад. Руки меняются. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Лезгинка» (другие названия Уголок, Асса). И. п . правая кисть сжата в кулак, рука согнута в локте, кулак смотрит на правое плечо, большой палец оттопырен в сторону. Левая рука согнута в локте, кисть прямая подведена к основанию согнутых пальцев правой руки. Руки образуют прямой угол. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Носик - ушко». И.п. левая рука касается кончика носа, правая касается левого уха. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Нос – ухо - хлопок». Делается, как предыдущее упражнение, но смена движений рук через хлопок. И.п. левая рука касается кончика носа, правая касается левого уха. Далее холопок. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
- Упражнение «Чайничек». И.п. на фразу «Чайничек» руки согнуты в локтях, стоят кистями вверх, параллельно друг другу. Фраза «с крышечкой» и.п.руки согнуты в локтях, параллельно другу. Левая рука вверху, локоть и кисть на уровне плеч, правая рука внизу на уровне диафрагмы. Фраза «крышечка с шишечкой» и.п. левая рука остается на месте, кисть руки сжимается в кулак. Фраза «шишечка с дырочкой» и.п. на левой руке кулак разжимается, соединяются пальцы большой и указательный. Фраза из дырочки дым» и.п. указательный палец левой руки выпрямляется, рисуется спираль в воздухе, рука движется вверх. Фраза «дым возвращается в дырочку» и.п. левая рука движется вниз в и.п. «шишечка с дырочкой»; фраза «крышечка с шишечкой» кисть левой руки сжимается в кулак; фраза «крышечка» и.п. фразы «Чайничек».
- Упражнение «Рисуем телом». И.п. стоя, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч спина прямая; фраза «Рисуем левой рукой круг», рука согнута в локте и кистью руки в воздухе рисуем круг. Фраза « А теперь другой рукой рисуем квадрат», кистью правой руки в воздухе рисуем квадрат. Обе руки действуют одновременно. Фраза «Ногой рисуем треугольник», как правило, тут ногу выбирает сам ребенок, чаще всего это ведущая нога. Все движения происходят одновременно. Как вариант – возможно, менять руки, ногу, геометрические фигуры.