Конкурс "Воспитатель года"
Сегодня хочется поделиться ощущениями от первого этапа конкурса "Воспитатель года 2023".
В моей карьере педагога это второй серьезный конкурс. Первым был "Траектория успеха" - конкурс для молодых педагогов, лайт версия "Воспитатель года"
Участие в конкурсе это всегда драйв и открытия. Подготовка к конкурсным испытаниям служит лакмусовой бумагой - ты узнаешь много нового не только о себе, а и о окружающих тебя людях. В этом учебном году я работаю в новом детском саду в новом коллективе. Не для всех коллектив новый - кто-то знает друг друга давно, а кто-то, как и я, "в первый раз в первый класс". Взрослые люди обычно сходятся и притираются друг к другу не так легко, как дети. Уже есть багаж жизненного опыта и не всегда он позитивен.
И первое, что я услышала от коллег, когда стало известно, что честь представлять детский сад на городском уровне выпала мне, - "Любая помощь, какая нужна - поможем. Обращайся!" И еще раз настойчиво: "Любая помощь..."
Где-то внутри опыт решил, что это вежливая словесная поддержка не будет иметь продолжения дальше,чем просто слова. Но, поскольку предложение о помощи сказано было прям очень искренне и с напором, а подготовку к утренникам паралельно с подготовкой к конкурсу ни кто не отменял, я решила аккуратно прощупать почву и обратиться....
И завертелось и закрутилось. Педагоги меня всегда удивляли. Умение работать с такой самоотдачей я, пожалуй, встречала только у педагогов и врачей. Когда за мгновение сворачиваются горы и создаются Галактики. О Галактиках совершенно не шучу, так как для демонстрации темы: "Использование цифровых ресурсов на занятиях с дошкольниками" были созданы, и опробованы с детьми мультимедийные дидактические игры. Огромный пласт работы за короткий промежуток времени.
Каждый успешный человек обязан своим успехом команде на 90%. Когда команда работает в бизнесе на получение общей прибыли - это понятно, объяснимо, великолепно. Хорошая команда - это больше,чем успех. Работа в команде всегда вызывает восхищение, потому что это либо есть, либо - нет. И в этой ситуации не бывает просто личного. То чувство коллективизма, которое нас учили воспитывать в детях еще в СССР - оно дает ощущение крыльев за спиной, когда твои крылья - это твоя команда. Команда педагогов - это просто необъяснимый феномен. Потому что нельзя измерить. Наши проценты возможно прорастут в детях, а возможно не прорастут. Сразу вспоминается Евангельское: "Вышел сеятель сеять..."
И вот вроде бы уже все готово. Продемонстрированы визитная карточка и педагогическая находка. Проведено занятие на "своих" детях. Откорректировано и еще раз проведено ... И еще раз откорректировано... И, да, еще раз проведено)) Хорошо, что сад большой))). Завтра демонстрация педагогического мероприятия с детьми. Как отреагируют дети на чужого педагога? Пойдут ли на контакт? Они больше любят петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах? А вдруг они любят просто слушать музыку??? На все эти вопросы ответы будут только в ходе занятия и если не угадал, не открылся - занятия не будет. Воспитанные не знакомые дети "отбудут" и уйдут и скажут родному воспитателю: "А можно уже гулять?.."
Поэтому коллектив не спит... Творческий пик, знаете ли, иногда начинается в 22.03 словами заведующей: "Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия..."
Логичным продолжением - реализация:
- А Вы спите?
- Да вообще-то собиралась...
- Нужно распечатать
- Вам лучше сейчас, чтобы утром поспать?
- Лучше утром. Пока сделаю макет (говорю я и, укладывая дочь, усыпаю сама...,а в 5 утра, очень удивившись будильнику, вспоминаю о дополнении к занятию и быстро делаю макет)
И в 6.40 утра у меня дома на столе уже лежит дополнительный дидактический материал, чтобы порадовать пока не знакомых детей. Чтобы они не просто отбыли на занятии, если вдруг я не смогла и не угадала, а унесли хотя бы частичку того, что затронуло их сердце...
Незнакомые дети любят собирать пазлы. Я не угалдала. Пазлы в музыкальном занятии мы вообще используем очень редко. Как они очутились в этом занятии? Чудо! Наверное, если очень хочется угадать, то Господь всегда поможет.
В реальном занятии на интерактивной доске мы бы тоже собрали пазлы, а для этого занятия (не во всех детских садах, как в нашем, есть интерактивные доски) - просто распечатали и заламинировали картинки. И, если бы не творческий пик и помощь в его реализации, я бы так и не узнала, что пазлы в музыке так же важны, как и детские музыкальные инструменты.
Самоанализ... "Дети были внимательны и активны..."
А если смотреть с позиции шести-семилетних детей?
Дети зашли в зал, где находились незнакомые взрослые люди, которые будут смотреть на них: как они себя ведут, на сколько хорошо они воспитаны, что знают и умеют. И есть педагог - совсем не знакомый, у него конкурс и его нельзя подвести. А смеяться, если смешно можно? А неправильно отвечать на вопросы можно? - Или лучше промолчать?
Не знают шестилетние дети, что смотрят не на них. И в глазах настороженность.
"Вроде бы улыбается незнакомый педагог - может можно расслабиться?"
"Звездочка говорит!" - вот и радость промелькнула.
"Стали в круг, спели - вроде бы пока мы молодцы, справляемся..."
"О чем она спрашивает? Ноты... Мы знаем ноты: До, ре, ми...По какой еще длительности? До...ре....фа? Вы не об этом??? Долгий звук и короткий? Ааа, понятно - медленно и быстро...длииино поем или раз и все - так бы сразу и сказали. Продолжает улыбаться... Мы же не сразу ответили... Все равно молодцы?"
И вот планета Музыкальных инструментов... Глаза заблестели: "В корзинке много инструментов! Мне точно достанется!! Надо воспитанно ждать, пока выдадут. Что? Можно выбрать?!!!" Вот и слетел тормоз "воспитанности" и появилась радость в предвкушении творчества.
Я забыла о времени. "Атмосфера была психологически благоприятной и доверительной", на столько, что я забыла и о комиссии, и о положенных 30! минутах. И опять о неизмеримом... Как можно измерить в минутах продуктивность, интерес, дружбу? Я сейчас не о законах диалектики "Переход количественных изменений в качественные" (Кстати, это один из любимых законов всех музыкантов-исполнителей))
Можно продлить занятие: повторить, поиграть, закрепить. Момент продления Конкурсного занятия отрабатывается ВСЕГДА. Я забыла о времени. Интересно, почему я улыбаюсь, когда это пишу - нарушение регламента испытания, между прочим.
С детьми Конкурс перестает быть главным. Они раскрылись, поверили, получили эмоции от занятия и перестали быть "чужими". А значит основная Цель, которая никогда не будет прописана в документальном Конспекте занятия, слава Богу, была достигнута.
- Мне нравится (1)