Муниципальный фестиваль "Ярмарка педагогических идей - 22"

Круглова Людмила Валерьевна

Тема: «Реализация национально – регионального компонента в рамках ОО художественно – эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx726.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Гнездышко»

Тема: «Реализация национально – регионального компонента в рамках ОО художественно – эстетическое развитие».

В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. И по этому

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

Целью выбранной темы является: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором,  организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

      И чтобы воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть особенно успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры«С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное народное творчество  и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только  в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.

Считаем, что эта тема актуальна, т. к. образовательная программа дошкольного учреждения содержит по  народному  декоративно-прикладному искусству  обязательный минимум, но чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей  русского народного творчества, этого недостаточно. Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но иллистрирорванные образцы народных промыслов детям не могут показать:  красоту, оъем, форму, звук,  так как фабричные игрушки нелегко достать, а изготовить из глины игрушки  – требуются определенные навыки и умения. Поэтому мы решили использовать в своей работе дидактические пособия изготовленные, вручную из подручных, бросовых, строительных материалов.

Мы расскажем вам о самых популярных из них.

Прежде чем начать знакомить детей с народным искусством, техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом,  сначала подобрали произведения фольклора, стихи, загадки, легенды на тему народных промыслов,  рассказывали  детям историю возникновения росписи, о её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись.  Изготовили  дидактические игры, операционные карты по лепке, круги Лулия, наглядный материал.

По образовательной программе «От рождения до школы», с самым первым промыслом, с которым начинаем знакомить детей в младшей группе это Дымковская роспись.

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Пришла идея изготовить макеты, пособия, дидактический материал для эффективного ознакомления и закрепления знаний детей с дымковской игрушкой.

Макеты изготовлены из пеноплекса, обмотаны шерстяной ниткой, а элементы украшения были вырезаны из фетра и наклеены на липучки.

Дымковский конь и уточка украшены кругами разного размера и разных цветов. C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\IMG-20220517-WA0070.jpg

Дымковская барыня, самая нарядная и озорная из дымковских игрушек!

Её наряд очень красив, это и шляпка и бусы, а вот юбку детям предстоит украсить самостоятельно различными элементами (круги разного цвета и размера, листочки, полоски).

 

C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\IMG-20220517-WA0073.jpg

Дети с удовольствием и  увлеченно играют с этими игрушками. Как говорится – «Лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть, или услышать». Ведь дети видят руками, а не глазами.

C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\20220517_143420.jpg

А эти барышни прошли все этапы изготовления – покрытие пластиковой бутылки пластилином, обклеивали бумагой, покрывали белой гуашью, а потом расписывали их.

В процессе работы дети побывали настоящими мастерами, испытали эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров.

Еще в такой же технике мы сделали кукол в русском национальном костюме. C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\20220305_133834.jpg

Хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома». Посуда изготовлена в технике папье – маше и пластилинография. C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\20220517_155217.jpg

Гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо. Посуда выполнена техника папье – маше и пластилитнография. Барышни в технике бумагапластика. C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\20220517_155921.jpg

C:\Users\User\Desktop\ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2022\20220517_155811.jpg

Городецкая – самый яркий, сложный  художественный промысел, особый вид росписи по дереву. Кухонная утварь, балалайка, шкатулка. 

Мы активно сотрудничаем с городской библиотекой, родителями (законными представителями), участвуем в выставках и конкурсах различного значения. Имеем награды. Также в этом году представили свой опыт работы на педсовете своего ДОУ «Эффективность использования регионального компонента в совместной работе педагогов, родителей и детей в соответствии с ФГОС ДО».

Мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей  к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного декоративно-прикладного  искусства в работе с детьми.

Спасибо за внимание!!!

Статью подготовили воспитатели: Денисова Вера Васильевна,

       Круглова Людмила Валерьевна