Главные вкладки
Муниципальный фестиваль "Ярмарка педагогических идей - 22"
Тема: «Реализация национально – регионального компонента в рамках ОО художественно – эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 726.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Гнездышко»
Тема: «Реализация национально – регионального компонента в рамках ОО художественно – эстетическое развитие».
В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. И по этому
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.
Целью выбранной темы является: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
И чтобы воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть особенно успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное народное творчество и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Считаем, что эта тема актуальна, т. к. образовательная программа дошкольного учреждения содержит по народному декоративно-прикладному искусству обязательный минимум, но чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей русского народного творчества, этого недостаточно. Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но иллистрирорванные образцы народных промыслов детям не могут показать: красоту, оъем, форму, звук, так как фабричные игрушки нелегко достать, а изготовить из глины игрушки – требуются определенные навыки и умения. Поэтому мы решили использовать в своей работе дидактические пособия изготовленные, вручную из подручных, бросовых, строительных материалов.
Мы расскажем вам о самых популярных из них.
Прежде чем начать знакомить детей с народным искусством, техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, сначала подобрали произведения фольклора, стихи, загадки, легенды на тему народных промыслов, рассказывали детям историю возникновения росписи, о её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Изготовили дидактические игры, операционные карты по лепке, круги Лулия, наглядный материал.
По образовательной программе «От рождения до школы», с самым первым промыслом, с которым начинаем знакомить детей в младшей группе это Дымковская роспись.
Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Пришла идея изготовить макеты, пособия, дидактический материал для эффективного ознакомления и закрепления знаний детей с дымковской игрушкой.
Макеты изготовлены из пеноплекса, обмотаны шерстяной ниткой, а элементы украшения были вырезаны из фетра и наклеены на липучки.
Дымковский конь и уточка украшены кругами разного размера и разных цветов.
Дымковская барыня, самая нарядная и озорная из дымковских игрушек!
Её наряд очень красив, это и шляпка и бусы, а вот юбку детям предстоит украсить самостоятельно различными элементами (круги разного цвета и размера, листочки, полоски).
Дети с удовольствием и увлеченно играют с этими игрушками. Как говорится – «Лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть, или услышать». Ведь дети видят руками, а не глазами.
А эти барышни прошли все этапы изготовления – покрытие пластиковой бутылки пластилином, обклеивали бумагой, покрывали белой гуашью, а потом расписывали их.
В процессе работы дети побывали настоящими мастерами, испытали эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров.
Еще в такой же технике мы сделали кукол в русском национальном костюме.
Хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома». Посуда изготовлена в технике папье – маше и пластилинография.
Гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо. Посуда выполнена техника папье – маше и пластилитнография. Барышни в технике бумагапластика.
Городецкая – самый яркий, сложный художественный промысел, особый вид росписи по дереву. Кухонная утварь, балалайка, шкатулка.
Мы активно сотрудничаем с городской библиотекой, родителями (законными представителями), участвуем в выставках и конкурсах различного значения. Имеем награды. Также в этом году представили свой опыт работы на педсовете своего ДОУ «Эффективность использования регионального компонента в совместной работе педагогов, родителей и детей в соответствии с ФГОС ДО».
Мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми.
Спасибо за внимание!!!
Статью подготовили воспитатели: Денисова Вера Васильевна,
Круглова Людмила Валерьевна