Отчет по теме самообразования :«Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

«Экспериментирование как средство

познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

 

Любой ребенок очень любопытен и открыт к принятию и изучению всего нового. Наша задача поддерживать и развивать их жажду знаний, что в свою очередь приведет к развитию, будь оно  интеллектуальным или эмоциональным. Одним из инструментов для достижения данной задачи служит экспериментальная деятельность.

Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные, в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу.

Затем я определила цели и задачи своей работы.

Цель:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность, умение экспериментировать, делать выводы, умение устанавливать причинно-следственной связи.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний. Создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы, через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования.

Разработать перспективный план работы с детьми на год.

Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Учебный год

Содержание работы обучения, тема самообразования

Сроки выполнения

Социальный эффект. Предполагаемый результат

(дети)

Результат. Форма представления результата (педагог)

2021 – 2022 г.

 

Изучение методической литературы.

Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

 

Октябрь 2021 года

У детей сформировались первоначальные представления об экспериментальной деятельности

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Создана методическая копилка.

 

 

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, пипетками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Ноябрь

2021 года

У детей сформировалось представление о роли воды в жизни человека. Человек состоит на 80%  из воды.

Узнают что такое «гидрологический цикл», круговорот воды в природе.

 

 

Беседа, консультации для родителей по экспериментированию с водой. Презентация «Роль воды в жизни растений». Игра «Где прячется вода?».

Эксперименты и опыты:

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

 

 

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Декабрь 2021 года

Дети узнают, что воздух не имеет цвета и запаха, но он окружает нас.

Не только людям нужен воздух, но растениям и животным тоже.

 

Беседа, просмотр иллюстраций.

Проведение экспериментов и опытов:

Можно ли поймать воздух;

Буря в стакане воды;

Попробуем взвесить воздух;

Реактивный шарик;

Воздух невидимка.

 

Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Январь 2022 года

У детей сформировалось представление что снег, это замершая вода. Что не всякая вода пригодна для питья. Узнали о пользе и вреде снега для людей.

 

Беседа, проведение экспериментов и опытов:

Что такое снег;

Свойства снега;

Сравнение снега и льда?

Какую пользу приносит снег людям?

Почему снег хрустит?

Почему снег греет?

Игры «Миниатюрные снеговики»; «Снежная пирамида».

 

Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Февраль 2022 года

Дети расширили представление о свойствах песка.

Познакомились с особенностями песка и глины, сравнили, чем они отличаются.

Беседа, презентация «Песок и его свойства».

Проведение экспериментов и опытов:

Свойства мокрого песка;

Волшебный материал;

Где вода?

Ветер – ветерок;

Песчаная буря;

Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.    

 

 

Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Март 2022 года

Активизировалось  знание детей об использовании магнита человеком.

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ. Проведение экспериментов и опытов:

Волшебный магнит;

Земля - магнит;

Всё ли притягивает магнит?

Действует ли магнит через другие материалы?

Магниты действуют на расстоянии;

Взаимодействие двух магнитов.

 

Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Апрель 2022 года

Сформировалось представление о возникновении бумаги. Расширились знания о свойствах бумаги путем устанавливления причинно-следственной связи.

Беседа, просмотр иллюстраций.

Проведение экспериментов и опытов:

Какая бывает бумага?

Конструирование из бумаги.

Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист?

Рвется ли бумага?

Мнется ли бумага и какую бумагу легче смять?

Бумагой и стаканом воды.

Игра «Самый  меткий»

 

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  5. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004