Отчет по теме самообразования :«Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
«Экспериментирование как средство
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Любой ребенок очень любопытен и открыт к принятию и изучению всего нового. Наша задача поддерживать и развивать их жажду знаний, что в свою очередь приведет к развитию, будь оно интеллектуальным или эмоциональным. Одним из инструментов для достижения данной задачи служит экспериментальная деятельность.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные, в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу.
Затем я определила цели и задачи своей работы.
Цель:
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность, умение экспериментировать, делать выводы, умение устанавливать причинно-следственной связи.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний. Создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы, через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования.
Разработать перспективный план работы с детьми на год.
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Учебный год | Содержание работы обучения, тема самообразования | Сроки выполнения | Социальный эффект. Предполагаемый результат (дети) | Результат. Форма представления результата (педагог) |
2021 – 2022 г.
| Изучение методической литературы. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.
| Октябрь 2021 года | У детей сформировались первоначальные представления об экспериментальной деятельности | Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Создана методическая копилка.
|
| Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, пипетками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. | Ноябрь 2021 года | У детей сформировалось представление о роли воды в жизни человека. Человек состоит на 80% из воды. Узнают что такое «гидрологический цикл», круговорот воды в природе.
| Беседа, консультации для родителей по экспериментированию с водой. Презентация «Роль воды в жизни растений». Игра «Где прячется вода?». Эксперименты и опыты: Откуда берётся вода? Какая бывает вода? Есть ли у воды форма? Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
|
| Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Декабрь 2021 года | Дети узнают, что воздух не имеет цвета и запаха, но он окружает нас. Не только людям нужен воздух, но растениям и животным тоже.
| Беседа, просмотр иллюстраций. Проведение экспериментов и опытов: Можно ли поймать воздух; Буря в стакане воды; Попробуем взвесить воздух; Реактивный шарик; Воздух невидимка. |
| Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Январь 2022 года | У детей сформировалось представление что снег, это замершая вода. Что не всякая вода пригодна для питья. Узнали о пользе и вреде снега для людей.
| Беседа, проведение экспериментов и опытов: Что такое снег; Свойства снега; Сравнение снега и льда? Какую пользу приносит снег людям? Почему снег хрустит? Почему снег греет? Игры «Миниатюрные снеговики»; «Снежная пирамида». |
| Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | Февраль 2022 года | Дети расширили представление о свойствах песка. Познакомились с особенностями песка и глины, сравнили, чем они отличаются. | Беседа, презентация «Песок и его свойства». Проведение экспериментов и опытов: Свойства мокрого песка; Волшебный материал; Где вода? Ветер – ветерок; Песчаная буря; Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.
|
| Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Март 2022 года | Активизировалось знание детей об использовании магнита человеком. | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ. Проведение экспериментов и опытов: Волшебный магнит; Земля - магнит; Всё ли притягивает магнит? Действует ли магнит через другие материалы? Магниты действуют на расстоянии; Взаимодействие двух магнитов. |
| Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Апрель 2022 года | Сформировалось представление о возникновении бумаги. Расширились знания о свойствах бумаги путем устанавливления причинно-следственной связи. | Беседа, просмотр иллюстраций. Проведение экспериментов и опытов: Какая бывает бумага? Конструирование из бумаги. Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист? Рвется ли бумага? Мнется ли бумага и какую бумагу легче смять? Бумагой и стаканом воды. Игра «Самый меткий» |
Список используемой литературы
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004