«Работа с дошкольниками с ОВЗ из семей беженцев»
Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.
Мигрант или беженец?
Мигрант — лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства, навсегда или на более или менее длительное время. Миграция может быть вынужденной и добровольной.
Вынужденных мигрантов называют также «беженцами» Таким образом, в международной юридической практике беженец — это человек, вынужденно покинувший страну своего гражданства, у которого не оставалось иного выбора, кроме как покинуть свою родину.
Переселенцы - те, кто переселен или переселился на новое место жительства.
Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение. Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов. Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение сохранности здоровья, социальной и эмоционально-личностной стабильности, интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.
Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов:
-Языковые трудности;
-Психологическая / эмоциональная напряженность;
-Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы;
-Тоска/ностальгия по родине;
-Незнание местных культурных норм, традиций;
-Образовательные трудности; Социально-бытовые, материальные проблемы семьи;
-Социальная изоляция;
-Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей)
Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.
Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.
У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста
Физиологические изменения:
Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.
Эмоциональные изменения:
Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).
Когнитивные изменения:
Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств
Поведенческие изменения:
Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.
Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:
(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)
• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.
• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.
• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.
• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.
Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев.
• Работа с родителями
Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев
Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка
Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.
• Работа с педагогами
Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.
Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог
• Работа с детьми
Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.
Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.
Список литературы:
1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.
2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.
4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Звездочка»
Выступление на тему:
«Работа с дошкольниками с ОВЗ
из семей беженцев»
Подготовила: учитель-логопед Ланина С.Г.
г. Рассказово
Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.
Мигрант или беженец?
Мигрант — лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства, навсегда или на более или менее длительное время. Миграция может быть вынужденной и добровольной.
Вынужденных мигрантов называют также «беженцами» Таким образом, в международной юридической практике беженец — это человек, вынужденно покинувший страну своего гражданства, у которого не оставалось иного выбора, кроме как покинуть свою родину.
Переселенцы - те, кто переселен или переселился на новое место жительства.
Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение. Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов. Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение сохранности здоровья, социальной и эмоционально-личностной стабильности, интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.
Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов:
-Языковые трудности;
-Психологическая / эмоциональная напряженность;
-Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы;
-Тоска/ностальгия по родине;
-Незнание местных культурных норм, традиций;
-Образовательные трудности; Социально-бытовые, материальные проблемы семьи;
-Социальная изоляция;
-Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей)
Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.
Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.
У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста
Физиологические изменения:
Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.
Эмоциональные изменения:
Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).
Когнитивные изменения:
Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств
Поведенческие изменения:
Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.
Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:
(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)
• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.
• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.
• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.
• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.
Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев.
• Работа с родителями
Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев
Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка
Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.
• Работа с педагогами
Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.
Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог
• Работа с детьми
Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.
Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.
Список литературы:
1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.
2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.
4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.
- Мне нравится (1)