Значимость сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника

Белозерова Евгения Викторовна

 

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка — это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

2-3 года. Сюжетно - отобразительная игра

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Дети с помощью взрослого выполняют несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Учатся выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Играют в игры с элементами сюжетного замысла. Взрослый помогает детям самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы заместители, подводит детей к пониманию роли в игре, развивает предпосылки творчества. Дети играют рядом друг с другом, наблюдают за играми других детей.

Действия ребенка оставаясь предметно – опосредованными эмитируют в условной форме использование предмета по назначению. В сюжетно отобразительной игре постепенно зарождаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.

Игровое действие имеет символический характер. Ребенок моделирует ситуации с предметами заместителями.

«Познакомимся с куклой Машей», «Кукла Маша ходит», «Покатай куколку в коляске», «Покачай куклу Машу, спой ей песенку», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Мишка и Зайка испачкались», «Магазин», «Купание куклы», «Семья» «Катя заболела», «Парикмахерская» «Куклы на прогулке», «Больница» «Напоим Варю чаем», «Автобус» «Настя проснулась» и т.д.

3-4 года. Режиссёрская игра

Дети играют скорее рядом, чем вместе. Они иногда интересуются тем, что делают другие играющие с ними дети, но пока не объединяются для игры.

Режиссёрская игра — это самая первая игра ребёнка дошкольного возраста, появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрская игра доступна для малыша и привлекательна тем, что в неё можно играть одному и разыгрывать сюжеты из жизни, которые, как правило, оставили достаточно эмоциональный след.

Младшая группа (от 3 до 4 лет) Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофёр-пассажир, мама-дочка, врач-больной). Помогать осваивать детям разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми в игре и повседневном общении. Принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. Принимать и удерживать 2 правила в игре.

Игры: «Сотворение чуда», «На мостике», «Погружение в сказку», «Мы-режиссёры», «Мы идем на день рождения»

 

4-5 лет. Образно-ролевая игра

Средняя группа (от 4 до 5 лет). Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Появление элементов творческого воображения. Продолжается работа по развитию и обогащению сюжетов игр; используются косвенные методы руководства, начинаем подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, учим детей объединяться в игре, распределять роли, играть в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Удерживать 3 правила в игровой ситуации. В игре дети добавляют постройки из строительного материала. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Развивать умение считаться с интересами товарищей.

В образно-ролевой игре ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой.

В образной игре ребёнок учится овладевать образом и, соответственно,

удерживать его. Так он учится управлять собой. Именно в образной игре у ребёнка развивается способность к идентификации – способность присваивать себе черты других персонажей или других людей, посмотреть на происходящее с точки зрения другого человек. Таким образом, развивается способность к сопереживанию, пониманию других людей - эмпатию.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном, опыте дошкольника. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли, участвовал в самодеятельных постановках, знаком со специфическими играми), то он достаточно легко организует и участвует в образно-ролевой игре.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или маскарада — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или участие в массовке, чтобы он не выделялся среди других людей. Полезны и карнавальные представления.

Средний дошкольный возраст – это и возрастной период, когда знания о предметах и объектах природы переходят на более высокий качественный уровень, - уровень представлений (о чем свидетельствует желание детей рассказать об увиденном в природе, поделиться впечатлениями о наблюдаемом объекте).

5-6 лет. Сюжетно ролевая игра

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Дети могут распределять роли до начала игры, строят своё поведение. Игровые взаимодействия сопровождают речью. Ведущая функция – воображение, будет активно развиваться лишь при специальной работе по её активизации. Поощрять выбор темы для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний. Учить детей самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

Центральным содержанием становятся действия, отражающие межличностные и социальные отношения, и развитие сюжета.

Длительность игры значительно возрастает. Дети могут разыгрывать интересный сюжет несколько дней, прибавляя все новые события. И персонажей.

Игры: «Юные пожарные» «Российская Армия», «Почта» «Мы - спасатели» «Путешествие на корабле» «Строители»

 

6-7 лет. Сюжетно-ролевая игра с правилами

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Сюжетно-ролевая игра может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов).

На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут»

В подготовительной к школе группе тематическое содержание сюжетно-ролевых игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

Бытовые — игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком).

Профессиональные — игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).

Общественные — игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).

Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).

Фантазийные — игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг.

Сюжетно-ролевые игры актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека».

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Дошкольный возраст (3–7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. И складываются качества, определяющие социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

Таким образом, за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, с которыми дома можно развивать сенсорные анализаторы

Зрение.       Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу-вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделайте после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуйте свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.        Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите ребенку потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

         А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например, этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.        "Вкусное путешествие".         Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.        Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

        "Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

 Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

 Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.