Методическая статья "Взаимодействие воспитателя с семьей"
Методическая статья "Взаимодействие воспитателя с семьей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья «Взаимодействие воспитателя и семьи»
Концепция модернизации российского образования в настоящий период подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте».
Понятие «воспитание» рассматривается сегодня с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной компетенции, у каждого автора есть свое видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребенка духовным центром, нравственным основанием является семья, ее ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьей.
Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач воспитателя.
Задача воспитателя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание дошкольников в семье – это единый неразрывный процесс.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставилось мною, как воспитателем, под сомнение.
Эффективность работы ДОУ по обучению детей во многом зависит от того, насколько идет взаимодействие с семьей.
Огромную роль в организации сотрудничества ДОУ и семьи играет воспитатель. Именно от его работы зависит то, насколько семья понимает действия, проводимые ДОУ по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач воспитателя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное решение данной задачи возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества воспитателей, родителей и детей.
Я считаю, что дети, родители, воспитатели – члены одного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.
Совместную деятельность детей, родителей и воспитателей в своей группе я считаю успешной, так как :
- все члены коллектива (дети, родители, воспитатели) положительно настроены на совместную работу, осознают ее цели;
- любое дело мы начинаем с совместного планирования и подведения итогов деятельности;
- участники получают свободный выбор различных видов, способов, форм и позиций в совместной работе;
- отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей.
Сотрудничество воспитателя, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности:
- родительское собрание 1 раз в квартал;
- индивидуальные беседы (по мере необходимости);
- консультации;
- организация совместной деятельности родителей и детей (1 раз в квартал) : привлечение родителей к проведению праздников, к организации экскурсий, к общественно-полезному труду в группе;
- организация работы родительского комитета;
- организация родителей для участия в работе общесадовского родительского комитета и Управляющего совета;
- поощрение родителей за сотрудничество (в конце квартала, по итогам учебного года).
Оказание помощи родителям в воспитании детей я осуществляю через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Обусловлено это тем, что большая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, им требуется педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания. При этом родителей знакомлю с содержанием, особенностями учебно-воспитательного процесса. Родители становятся активными членами группы, вовлекаются в совместную деятельность с детьми.
Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не боятся пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решают сообща.
Организуя совместную деятельность родителей и детей, я стараюсь обеспечить формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекать родителей к решению проблем детей.
Работу с родителями я стараюсь строить через коллективную, групповую и индивидуальную формы взаимодействия. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на консультациях.
Особое внимание я уделяю индивидуальным формам. Так как именно в индивидуальном общении родители больше проникаются тревогами и проблемами и в дальнейшем становятся моими союзниками. От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества в своей группе я считаю:
- уважение со стороны родителей к педагогическому коллективу;
- улучшение межличностных взаимоотношений, повышение авторитета в глазах детей;
- большая удовлетворенность совместно сделанной работой, более творческий подход к ней;
- лучшее знание родителями детей и образовательных программ, ощущение своей значимости в детском саду; укрепление семьи и улучшение общения с детьми;
- лучшее отношение детей к развитию их знаний и умений, успешному социальному положению.
Успех в работе воспитателя с семьей воспитанника будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Большой эффект во взаимодействии семьи и воспитателя будет, если воспитатель даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в группе. В общении с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в группе мероприятиях. Начиная работать с семьями воспитанников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.
Правила эффективного взаимодействия воспитателя с семьями детей :
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию с их стороны.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и воспитателей.
7. Если есть необходимость поделиться той профессиональной информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
8. Готовясь к встрече с семьей воспитанника, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
9. Каждая встреча с семьей воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
Результат работы воспитателя по взаимодействию семьи и детского сада проявляется в разных аспектах:
- в улучшении взаимоотношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие ДОУ и семьи, по-моему мнению, должно способствовать развитию современного детского сада с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
«Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий» (В. А. Сухомлинский).
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников является залогом полноценного развития ребенка.