Главные вкладки
Роль игры в коррекционно-развивающей работе
Есть легенда о том, что известный физик Альберт Эйнштейн после разговора с
великим швейцарским психологом Жаном Пиаже воскликнул: «Теория физики – детская
игра по сравнению с тайнами детской игры».
В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту
детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание международной
ассоциации игры (IPA).
Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание
благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. ИПА провела
масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были
выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
- безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности
- приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных
знаниях все более вытесняет игру из жизни дошкольных учреждений.
В мае 2008 г. ИПА направила в комитет по правам ребенка ООН дополнение, которое
содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.
В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно
важной, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, обучении.
Игра определяется как добровольная, спонтанна, свободная детская деятельность,
приносящая радость, новый опыт, переживания, как специфический способ существования человека в культуре.
После включения ООН 1 февраля 2013 г. данных дополнений в Декларацию о правах
ребенка, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в соглашении по правам ребенка.
Игра, как таковая, на сегодняшний день чаще всего воспринимается как элемент
развлечения, а ее настоящий эволюционный смысл – в моделировании ситуаций приближенных к реальным.
Несколько слов хочется сказать о роли свободной игры. Известный британский
исследователь игры Боб Хейс дал определение свободной игре: это поведение, которое
выбирается самостоятельно (т.е. дети сами решают когда, где и во что играть), направлено
на самих игроков (дети самостоятельно устанавливают правила и определяют роли). Это игра ради игры.
Дети в школах Китая, Финляндии, Сингапура и Японии вплоть до второго класса,
большую часть времени проводят играя. Именно они в 15 лет входят в первую восьмерку призеров на международных экзаменах.
В работе с детьми с ОВЗ проблема игры становится более актуальной. Применение игр
в коррекционной работе способствует развитию психических процессов, повышается
мотивация и интерес, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.