Парадокс нашего времени: ценность детства и игнорирование специфики детского возраста
Одним из современных парадоксов в отношении детства является превозношение ценности детства и одновременное игнорирование особенностей детского развития. Ценность детства в настоящее время провозглашается на всех уровнях. Грядущее десятилетие объявлено десятилетием детства, повсеместно создаются досуговые и развивающие центры для детей, проводятся конференции, посвященные образованию и благополучию детей и т.п. Нарастает интенсивность производства товаров для детей – от гигиенических средств до компьютерных развивающих программ. Особое распространение имеет информационная продукция для детей: обучающие программы, развивающие игры и игрушки, мультфильмы, печатные издания, энциклопедии и книжки просветительского характера для дошкольников и пр. Выпускать продукцию для детей стало модно, престижно и выгодно. Вместе с тем, подавляющее большинство производимой продукции для детей (особенно информационной) не соответствуют возрастным особенностям и потребностям детей дошкольного возраста. Замечено, что производители игрушек крайне небрежно относятся к специфике того возраста, которому адресована их продукция. В большинстве своем она не рассчитана на детей дошкольного возраста. Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством детской игры, но и, напротив, препятствуют развитию игровой деятельности.
Многие книжки написаны совсем не детским языком и не на детские темы. Мультфильмы, которые смотрят дети (иногда по несколько часов в день) по своему образному ряду, по лексике и по содержанию не могут быть адресованы дошкольникам, они порой малопонятны даже взрослым.
Ярче всего игнорирование специфики возраста проявляется в увлечении ранним обучением, которое начинается с младенчества. Приведем названия некоторых программ для младенцев: «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пеленок», «Я все могу», «Бэби-Эйнштейн», «Энциклопедические знания с пеленок» и т.п. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, для детей первого года жизни предлагается несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному или слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит соответствующий стимульный материал и набор упражнений, в которых нужно различить изображения разной формы, размера, цвета и пр. И так для каждого года жизни. Как правило, при этом происходит отработка условных рефлексов, а не действительное познавательное развитие. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных навыков (различение формы, размера, звуков, цветов и пр.), которое целенаправленно осуществляет взрослый на занятиях с ребенком. Причем, не только представляется, но и активно практикуется на поколении современных малышей.
Центральным требованием большинства родителей к дошкольному образованию остается как можно более ранняя «обученность» детей. По нашим данным, 90% родителей маленьких детей видят главную задачу подготовки к школе в достижении умений читать и считать. Эти умения стали главным показателем развития и целью воспитания, начиная с раннего возраста.
Таким образом, мы можем констатировать, что известный тезис «обучение ведет за собой развитие» вошел в жизнь, стал руководством к действию и своеобразной научной основой тотального обучения детей, начиная с младенческого возраста. Он как бы оправдывает дидактический стиль, который царит в современном образовании маленьких детей – как в сознании родителей, так и в работе образовательных учреждений. Естественно, такой вульгарный, механический подход к детскому развитию вызывает протест, который пока остается внутренним протестом психологического сообщества. Игнорирование возрастных особенностей детей раннего возраста искажает нормальный ход возрастного развития.
Известно, что знания и навыки, которые не включены в интересы и практическую ткань жизни детей, остаются отчужденными, не усваиваются и не ведут к психическому развитию ребенка. Действительное развитие происходит в реальной, практической и адекватной возрасту деятельности детей. А эта деятельность в современных условиях редуцируется.
Следует отметить еще один парадоксе современного детства. Он заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию и к учебным навыкам малышей сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Безопасность превратилась в основную ценность воспитания и образования. Взрослые делают все возможное, чтобы оградить детей от каких-либо рисков, усилий и самостоятельных действий.
Игрушки полностью содержат в себе все необходимое для их использования, не оставляя никакой возможности придумывать что-то свое при манипуляциях с ними. В магазинах преобладают куклы-роботы, с которыми не нужно играть, а нужно наблюдать, как они поют, прыгают, дают команды и пр. Сейчас некоторые куклы даже меняют выражение лица (улыбаются, хмурятся, зевают и пр.) Игра с ними не требует никакого воображения и деятельности, она сводится к наблюдению за возможностями технически оснащенных игрушек. Книжки-плееры сами воспроизводят текст – их уже не нужно читать, а нужно слушать музыку и текст, который произносится хорошо поставленным, но чужим для ребенка голосом. Даже мыльные пузыри вылетают посредством нажатия на кнопку (напрягаться, чтобы дуть уже не нужно). Примеров такого облегчения детской жизни можно привести множество. Все делается для того, чтобы упростить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей. В результате ребенку просто негде проявить инициативу и самостоятельность – все готово к потреблению и использованию. У детей просто не остается пространства для проявления своей инициативы и самостоятельности, в широком смысле, для самореализации.
Совершенно невозможным стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12–13 лет). Практически ушли из жизни детские дворовые игры и разновозрастные детские сообщества, которые были важной школой социализации.
Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формирует установку на потребление. Игрушки все чаще рассматриваются как товар, который взрослые будут приобретать для детей. А ведь в детской комнате современного городского дошкольника находится более 500 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком . Игрушки становятся просто предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей.
Установка на потребление активно формируется и усиливается современными СМИ и видеопродукцией.
Доминирующим занятием дошкольников в свободное время стал просмотр мультфильмов, возрастная адресация и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Ученые говорят, что при восприятии мультфильмов, не соответствующих возрастным особенностям, дети не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно. При этом они охотно смотрят малопонятные и малоосмысленные для них приключения. Можно предположить, что сильная сенсорная стимуляция (быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров) подавляет волю и активность ребенка, как бы гипнотизируют его, блокируют его собственную активность.
Но, наверное, самой серьезной проблемой современного детства стали компьютерные игры и прочие «экранные развлечения».