Моя педагогическая находка

Гречанова Галина Александровна

«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей  дошкольного возраста»

 

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению   инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию  познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей является актуальной. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда  от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно  искать новые формы развития познавательной активности детей.

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками,  с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.                      

Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как  же  сделать  так,  чтобы  пройденный  материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми  знаниями,  которые  получил  в  образовательной  деятельности  по определенной  теме,  чтобы  он  захотел  самостоятельно  расширить  свои познавательные горизонты по данному вопросу?

В связи с этим передо мной  встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая  форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку  нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию , что является хорошей подготовкой к школьному обучению.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Однако в  научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель:  использование лэпбука как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей  дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.

2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей  дошкольного возраста.

3. Воспитывать у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

4.Развивать  познавательно - исследовательскую  активность,  самостоятельность, инициативность.

5.  Побуждать  детей  самостоятельно,  по  своему  желанию  собирать  и организовывать информацию.

6.  Содействовать  лучшему  пониманию  и  запоминанию  изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

7. Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Познавательно-исследовательская деятельность детей  дошкольного возраста, при правильной ее организации, учит их видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные. А новое, интересное   методическое пособие – лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что  в нем содержится методический и практический материал способствующий саморазвитию детей и повышению их познавательной активности.

В качестве конечных результатов реализация методической разработки по использованию лэпбука, как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей  дошкольного возраста предполагает:

  • Повышение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Проявление интереса   к  участию  в  совместной  деятельности;
  • Увеличение познавательного  интереса,  любознательности,  самостоятельности   и инициативности  в  решении  поставленных  задач;
  • Развитие умения: планировать предстоящую деятельность; договариваться со  сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

В соответствии с задачами, указанными выше, разработала систему работы по использованию лэпбука для развития познавательно – исследовательских способностей детей  дошкольного возраста.

Работа с лэпбуком может осуществляться по разному в зависимости от образовательных задач. Лэпбук целесообразно использовать при реализации комплексно – тематической модели планирования, на основе  которой выстраивается образовательный процесс в детском саду.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.

Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие познавательного и творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

В своей работе с детьми я решила использовать лэпбук потому, что он  может  восприниматься детьми  как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята  очень часто по-разному находят решения поставленных  перед  ними  проблем.

        Лэпбук - это  не  просто  метод,  помогающий  закрепить  и отработать полученные  знания,    это  полет  фантазии,  который  может  дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования,  оно  будет  расти  и увеличиваться.  Задача  педагога    лишь придавать  воспитанникам    уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это  дидактическое  пособие,  отличный  способ  закрепить определенную  тему  с  детьми,  осмыслить  содержание  книги,  провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,   анализе и сортировке информации. Лэпбук  помогает  ребенку  по  своему  желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. 

       Можно сказать, что лэпбук разновидность метода проекта, потому что его создание содержит все этапы проекта:

  • целеполагание (выбор темы)
  • разработка лэпбука (составление плана)
  • выполнение (практическая часть)
  • подведение итогов

В зависимости от назначения лэпбуки бывают:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные, праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:
  • о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т.д.

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  •  книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  •  обычные и фигурные конверты;
  •  кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  •  окошки и дверцы;
  •  вращающиеся детали;
  •  высовывающиеся детали;
  •  карточки;
  • стрелки;
  •  пазлы;
  • чистые листы для рисования и т.д.

        Лэпбук средство для реализации деятельностного метода обучения.  При его создании  дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно - исследовательской  деятельности.

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков заключается в следующем,

для детей:

  • ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию, структурирует большой объем данных;
  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
  • может разнообразить организованно – образовательную деятельность или совместную деятельность со взрослым и сверстниками;
  • развивает креативность и творческое мышление детей;
  • это простой для детей способ запоминания информации;
  • объединяет участников образовательного процесса для увлекательного и полезного занятия.

Для педагога: 

  • Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
    Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  • Способствует творческой самореализации педагога.

       Лэпбук  так же является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

       Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео материалы)
  • информационную (сбор информации для создания лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание у детей  интереса и уверенности в успехе)

Работа по использованию лэпбука  для развития познавательно – исследовательских способностей детей  дошкольного возраста будет успешной, если:

  • задачи  будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников, что позволяет  развивать познавательно-исследовательские способности детей;
  •  если действия участников образовательного процесса будут соответствовать целям и задачам основной образовательной программы дошкольного образования.
  • все формы и методы, которые будут использованы во время работы, будут способствовать установлению доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.
  • лепбук будет систематически использоваться в образовательной деятельности;
  • будет организован свободный доступ детей к лэпбуку;
  • будет  формироваться устойчивый интерес дошкольников для создания и использования лэпбука.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обуславливает для педагогов  использование принципа интеграции образовательных областей. А организация работы с использованием лэпбука для развития познавательно – исследовательских способностей позволяет в системе решать задачи из разных образовательных областей:

  • образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - реализация партнерского взаимодействия; формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • образовательной области «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;  формирование целостной картины мира, расширение кругозора;
  • образовательной области «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов деятельности, практического овладения детьми нормами речи;
  • образовательной области «Физическое развитие» - развитие мелкой и крупной моторики, использование во время образовательной деятельности цикла физкультурных минуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, приемов самомассажа рук; двигательных заданий, формирование правильной осанки;
  • образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - развитие детского творчества, развитие художественного восприятия и художественного вкуса, использование художественных произведений.

         Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно - пространственной  среде и обеспечивает:

  •  трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  •  полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
  • вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
  • насыщенность – лэпбук  соответствует содержанию основной образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности.

Воспитательная функция лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.

Таким образом, работа с лепбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, технологии сотрудничества.